Подонком может оказаться любой

Россия на верном пути к тому, чтобы стать заповедником нового экстремального детектива

Игорь Шевелев

 

Подонком может оказаться любой

В хороших книгах интереснее всего образ автора, встающий за тем, что написано. Седьмой роман Юлии Латыниной (Только голуби летают бесплатно. М. ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004, 256 с.) из серии экономических триллеров построен с тем нарочитым и безжалостным умением, с которым сознательно выходят на тропу войны с предметом изображения.

19-летняя дочка нового российского бизнесмена, владеющего авиапредприятием, прилетает в Москву по вызову отца и узнает, что того взорвали в автомобиле несколько часов назад. Студентка лондонской школы экономики, она с ходу объявляет себя наследницей дела отца и погружается во взрывоопасные схемы русского бизнеса, где на кону миллионные обманы и ежеминутная опасность смерти.

Отечественный бизнес - питательная среда нового русского детектива. Она еще питательнее, чем та, на которой взошла мировая детективная слава KGB. И она максимально питательна, когда новый бизнес соединяется со старым KGB и порождает монстров, перед которыми бледнеют А. Кристи, А. Чейз, Э. А. По и прочие Конан Дойлы. Россия на верном пути к тому, чтобы стать заповедником нового экстремального детектива.

Нормальный детектив - уравнение с одним неизвестным убийцей. Чем хорош постсоветский детектив, так это тем, что главным подонком может оказаться главный бандит, главный бизнесмен, главный судья, главный чекист и главный госчиновник. Под ними растет вся пирамида сообщников, каждый из которых может играть как против своего хозяина, так и за любых других. Короче, игра без правил.

Любое фабульное послабление вроде любви героев или честности следователя превращает детектив в нечто сказочное, без чего, однако, нельзя решить уравнение, в котором неизвестны все. Что-то должно быть внесистемно по сравнению с общим бардаком, дабы подцепить на крючок нежного читателя.

Впрочем, Юлии Латыниной все на пользу. Чем глупее выглядит любовная линия и чем примитивнее ее психологическая подоплека, тем отчетливее бизнес-схема книги. Умело расставлены сцены драк, стриптиза, погонь и огромных букетов на случай нечаянной экранизации. Жизнь должна быть глуповата, а цель поэзии - поэзия. Знаем, читали.

Поэтому о серьезном не говорится, а проговаривается. "Н. ошибся в бизнес-стратегии, - сказал Каменецкий, - он думал, что в России можно вкладывать деньги и что государство за это погладит его по головке. Ему объяснили, что в России вкладывать нельзя, а можно только воровать и делиться. А он вложил..."

И новая жизнь последних десяти лет была миражом, потому что люди в каменном здании за спиной Дзержинского спали, "а теперь они ожили, как Командор, и пришли за людьми из "мерседесов".

Схемы меж тем раскручиваются, как кольца удава. Английская студентка обнаруживает, что папаша, редкий гад, оформил на нее подставные фирмы, через которые хотел прокрутить самую крупную аферу. Часть выручки отдать на взятки высшим чиновникам и возглавить воссозданный государственный авиаузел.

Но, как обычно, интересно не то, что много воруют, а кто украл последним. И главное, кто убийца, и долго ли протянет та, кто все это пытается расследовать?

Кажется, папашу убрал чекист. Нет, не чекист, а сами киллеры, исполнявшие предыдущий его заказ. А бандит убрал чекиста.Вернул деньги наследнице, в которую влюбился. И то сказать - обучение нашей экономике даст сто очков форы любой лондонской высшей школе. Что отчасти утешает, как и желание автора показать, что она-то владеет ситуацией.


Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Гостевая книга