Юрий Любимов: Мы вырывали букву из строки

 

- Юрий Петрович, Театру на Таганке сорок лет. Есть ли еще в мире режиссерские театры-долгожители?

- "Пикколо" покойного Стрелера. Но если ты не владеешь репетицией, не контролируешь спектакль, труппу, никакое "долгожительство" не поможет. Ты сам уйдешь. Пусть начальство не беспокоится.

- Следите ли вы за развитием мирового театрального процесса?

- Конечно! И могу повторить вслед за Фаиной Раневской: "Прыщ и искусство вскакивают в самом непредсказуемом месте"...

- Если бы в 1964 году не возник Театр на Таганке, что бы вы делали?

- Я все равно стал бы режиссером. Быть актером и режиссером одновременно невозможно. Ты должен искать форму каждой мизансцены, связывать людей, композицию, ставить свет, работать с пространством, мне только это и было интересно!

- Ваш новый спектакль посвящен обериутам. Почему именно обериуты соединились с юбилеем?

- Потому что они были новаторы, и участь их была печальна. Это нам родственно. К тому же я очень люблю поэзию Введенского, Хармса, Заболоцкого. Даже Крученых мне интересен, его тезис о том, что мы вырывали букву из строки.

Спектакль называется "Идите и остановите прогресс". Этот совет дал обериутам Малевич, когда они попросили его сформулировать для них кредо.

- О чем вы думаете сегодня, в дни, когда отмечается сорокалетие "Таганки"?

- Иногда о том, что за семь лет на Западе я успел больше, чем за двадцать лет здесь. Грустно.

Когда я искал форму для книги воспоминаний, то решил сделать ее в виде записок к своему сыну. Я был стар и не думал, что доживу до того времени, когда он будет взрослым. Книга вышла, она называется "Рассказы старого трепача", а сын вырос...

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Гостевая книга