Екатерина Гениева: «Закон
толерантности прост, - поставь себя на
место другого».
Екатерина Юрьевна
ГЕНИЕВА –
генеральный директор Всероссийской
Государственной библиотеки иностранной
литературы, доктор филологических наук,
руководитель проекта «Институт
толерантности».
Фонд Сороса
или, как он иначе назывался, Институт «Открытое
общество» прекратил свою деятельность в
России в прошлом, 2003 году. Однако начатые
им программы не закончены. Едва ли не
важнейшую из них продолжает вновь
созданный Институт толерантности.
Значение его деятельности трудно
преувеличить, так как проблема терпимости
к людям другой национальности, религии,
взглядов, образа жизни и внешнего вида
выходит в нашей стране, да и во всем мире,
на первый план.
Терпимость
нужна сегодня всем
Как
начинается Чечня
Не так давно у меня был диалог с послом Латвии. При этом аудитория очень сильно разделилась на латышскую и русскую части, и первая особенно прислушивалась к моим словам и интонациям, будто ожидая с моей стороны бестактности. Речь шла о том, чем было русское присутствие в Латвии – оккупацией или ассимиляцией. Я сказала, что слова в данном случае не столь существенны, хотя, конечно, это была оккупация. Нет, услышала я в ответ, - это была оккупация. «Так я это и сказала, - говорю я им, - и даже теми же словами». Но в аффекте люди не готовы слышать, что им говорят. И все-таки расстались мы полными друзьями, поскольку были произнесены ключевые слова: «мы – виноваты».
Вот эти слова «прости меня», и душевное движение, которое стоит за ними, способны сдвигать горы. Это то, чего зачастую не могут сделать политики. И что гениально сделал Папа в молении на горе Фавор, признав многовековую вину христиан перед евреями.
Но слова предполагают искреннее осуждение зла. Совсем недавно мы пропустили момент, когда надо было осудить коммунистический режим, которому нет прощения, как нет прощения фашизму. Не надо было называть конкретных людей, надо было осудить идею, которой они служили своим насилием над другими людьми. Мы упустили этот момент, и выпустили дракона на волю. Теперь он процветает.
Когда у нас среди руководителей библиотеки споры приобретают слишком острый характер, я думаю про себя: «Вот так начинается Чечня». Чечня как неумение услышать другого, почувствовать не то, что проблемы, а боль другого человека. Так возникают войны.
Откуда берутся фашистские замашки? Из детства среди недобрых, злых людей, в абсолютно нетолерантной среде. Когда я думаю, откуда такая терпимость у Сороса, я понимаю, что, наверное, это потому, что в детстве его спасла английская семья. С молодости он фактически оказался бездомным человеком, который вынужден был приспосабливаться к новым условиям. И он привык, что мир – разный, что без помощи других в нем нельзя выжить. Но, получая добро, ты творишь его в ответ. Не удивительно, что именно Сорос тот человек, который поддерживает созданный нами Институт толерантности, продолжающий одно из направлений прежнего Института «Открытое общество».
Ясно, что это сугубо идеалистический проект. Я не могу представить себе абсолютно толерантного человека. Таких людей нет, как нет человека без греха. Проще быть толерантным к людям вообще, к далеким жителям Ирака, чем к своим близким, которые утомляют тебя, задавая по сто раз одни и те же вопросы. Толерантность это движение к идеалу. И я вспоминаю философию Джорджа Сороса, в основе которой вектор движения к идеалу, притом что мир хаотичен, в нем сталкиваются разные точки зрения, и из этого хаоса высекается искра, которую можно назвать истиной. Причем эта истина может быть тут же оспорена.
Не случайно, наша деятельность направлена, в первую очередь, на педагогов, и на тех молодых людей, которые несут в жизнь нормы иного, непривычного: они одеты по-другому, общаются не так, как старшие, пишут, молятся, думают по-своему. Проще всего сказать: «Относитесь к этому терпимо». Но, когда мы сталкиваемся с другим, непохожим, очень сложно воспринимать его с открытым сознанием и с открытым сердцем. Трудно не чувствовать внутреннего протеста против того, к чему мы не привыкли.
Есть разные традиции, разные религии. Я помню отца Александра Меня, человека в высшей степени толерантного. Однажды он пришел ко мне в великий пост. Я чувствовала себя очень неловко, потому что мне надо было напоить его чаем, а у меня, кроме бутербродов с сыром и ветчиной ничего не было. Чтобы не ставить меня в неловкое положение, он сказал: «Не волнуйтесь, я в пути», - сняв, тем самым, проблему постной пищи. Можно сказать: ах, он согрешил, съел сыр. А ставить другого в трудное положение не более грешно?
Можно воспринимать мир как безумную вавилонскую башню, а можно как чудо жизненных разнообразий, где не случайно один православный, другой католик, третий буддист, четвертый иудей и так далее. В этом есть какой-то высокий смысл.
Всем
стать меньшинством
Те, к кому в первую очередь обращен наш Институт толерантности, то это люди молодые, даже дети. Не только людям нашего возраста, но и тем, кому 30-40 лет, очень трудно глубинно менять свою идентичность. Все это должно закладываться в детстве.
В начале перестройки я была на тренинге, который вели наши голландские партнеры. Аудиторию поделили на две части, и ведущий дал задание: «Известно, что в группе есть гомосексуалист. К вам приходит незнакомый человек и спрашивает, кто здесь гомосексуалист? Каким должен быть правильный ответ?» Правильный ответ заключался в том, что все называют себя гомосексуалистами.
Я вспомнила этот случай, когда пару лет назад была в уфимской школе-лицее. Зашел разговор с детьми о ваххабитах, об исламе. Я задала вопрос: «Как бы вы повели себя, если бы в классе появился мальчик в головном уборе? Учитель, естественно, требует, чтобы он его снял. Мальчик упирается, но в какой-то момент поддается насилию, снимает шапочку, и все видят, что он совершенно лысый. В столь юном возрасте. Что надо сделать, чтобы мальчик не чувствовал себя изгоем?»
Кто-то сказал, что на следующий день все должны быть в головных уборах. Другой, - что всем надо обриться наголо. Замечательно ответил учитель: «Это мне надо было извиниться перед ним». Извинение и есть покаяние. Ты изменяешь свое сознание. Ты становишься на место другого и начинаешь его понимать.
Одно из важных наших направлений – это работа с людьми с физическими недостатками. Это дети и взрослые, которые плохо видят, плохо слышат, плохо двигаются. Толерантное отношение к ним в обществе полезно обеим сторонам. Я видела, как исполненное любви отношение к ближнему способно творить чудеса. У нас в библиотеке был замечательный проповедник и создатель большого количества коммун для инвалидов Жан Валье. Он пришел, огромный человек, заполнивший собой все пространство, я угощала его чаем, с ним были его помощники, спутники, и была женщина, француженка из его коммуны. И только вглядевшись, я поняла, что она человек физически ущербный, - ей трудно говорить, трудно двигать рукой. Но, будучи в пространстве, где другие ее воспринимали естественно, она сама была органичной и полноценной.
Сегодня толерантностью занимаются многие страны. Мы сотрудничаем с музеем Холокоста в Вашингтоне, с музеем Анны Франк, с музеем Яна Коменского, с национальной библиотекой Латвии, которая много занимается этими проблемами, со многими институтами Восточной и Западной Европы.
Через
унижения к человечности
Иногда задаешь себе вопрос: почему я должна этим заниматься? Наверное, потому что меня так воспитали. Я ощущаю себя абсолютно русским человеком, но во мне соединено много различных кровей. Папа еврей, мама русская, у нее намешана и польская, и французская кровь. Сама я, будучи привязана к месту, где родилась, выросла, живу, вполне понимаю то, что означает понятие «гражданин мира».
Повторю, толерантность это идеал, к которому можно только стремиться. Но было в моей жизни несколько эпизодов, в которых я могла, получив иное домашнее воспитание, повести себя иначе. Кругом, как известно, много сумасшедших. Они любят библиотеки, любят лично меня. Они приходят мучить моих секретарш. Я понимаю, что проще поговорить с ними, отложив все дела. Приходит человек и говорит, что ему все нравится в нашей библиотеке, кроме того, что в ней нет спортивного зала. После нескольких слов я понимаю, что имею дело с человеком нездоровым. Спрашиваю, что он предлагает. Он говорит: «Это ущемляет мои права как личности. Я должен отжиматься каждые два часа, а тут я не могу этого делать». Я говорю: «Знаете, я ничем не могу вам помочь, кроме того, чтобы вы приходили отжиматься в мой кабинет». Мои молоденькие секретарши приходят в ужас, когда он приходит, снимает ботинки, начинает заниматься спортом. Я понимаю, зачем он это делает, - чтобы привлечь внимание. Я говорю ему: «Проходите, отжимайтесь», а сама занимаюсь тем, чем обычно. Продолжалось это недели полторы. Легко представить, сколько бы это длилось, если бы мы с ним «качали права». Другая женщина считала, что КГБ прячет в капусте, которую она покупала в магазине, подслушивающие устройства, в связи с чем просила оставлять свою хозяйственную сумку в углу моего кабинета. Я сказала: «Хорошо, оставляйте». Ее тоже хватило на несколько дней.
Другой случай был гораздо тяжелее. Через какое-то время после «Норд-Оста» мне сказали, что у нас в зале сидят десять чеченцев, из которых только один говорит по-русски. Представьте это желание, чтобы они ушли из библиотеки как можно быстрее. Может, они подложили бомбу, может, внесли какие-то устройства. У нас множество посетителей, иностранных центров, компьютеров, мы в двух шагах от Кремля.
Что предпринять в такой ситуации? Я позвонила тогдашнему министру культуры, который жутко перепугался и правильно сделал. Кто-то предложил подойти к этим людям и сказать им, чтобы они ушли из библиотеки. Или хотя бы просто спросить, что они здесь делают?
Я говорю, представьте, что я подхожу к группе молодых чеченских людей и прошу их уйти из библиотеки. Они – москвичи. У них правильно оформлены документы. У нас общедоступная библиотека. Какое я имею право их выгонять? Или спрашивать, что они тут делают? Если они что-то соображают, они просто ответят: а вам какое дело. Может, у них медитация здесь происходит.
Сказать, что я не подпрыгивала от каждого телефонного звонка в этот момент, я не могу. Я безумно боялась, что что-то произойдет. Я уже видела перестрелку в нашей библиотеке. Если что-то случается в высотном здании на Котельнической набережной, то люди перебегают дорогу и бегут в библиотеку, потому что у нас такие подвалы, где можно спрятаться. В данном случае, эти люди оказались чеченскими студентами, готовившимися к сессии.
Во что могли бы вылиться наши действия? Ни во что. Они бы ушли. Но какую душевную рану я бы навеки нанесла и им, и себе, и своим сотрудникам! Думаю, что в данном случае совершить выбор мне помог замечательный человек, который руководит лабораторией по идентификации трупов, оставшихся после чеченской войны, в городе Ростов-на-Дону, - Владимир Щербаков. Это один из тех буквально святых людей, который заслужил премию фонда Сороса за подвижничество. Он собирает косточки наших солдат. Между прочим, после премии его тут же ограбили, решив, видно, что он получил какие-то безумные деньги.
Когда я была в его лаборатории в один из последних разов, я заметила, что рядом с ним работают чеченские ребята. Я была удивлена этим обстоятельством, и за чаем спросила: «Почему у вас чеченцы?» Он ответил: «Вы знаете, у них есть традиция, - они никогда не будут убивать тех, с кем преломляют хлеб». Так возникает цепная реакция добра. На самом деле, закон толерантности прост: поставь себя на место другого.
Я могу сказать, что меня вылепили такие замечательные люди, как о. Всеволод Шпиллер, человек высочайшего интеллекта и толерантности. Дмитрий Сергеевич Лихачев, конечно. В фильме «Власть соловецкая» есть замечательный эпизод, когда его спрашивают: почему людей, которые мучили его в лагере, он показывает со спины? Он ответил: «Но у них же есть дети».
Когда-то у меня был разговор с отцом Александром Менем. Я долго убеждала его, что кто-то из его духовных детей что-то там неправильно делает. Он говорит: «Да, Катя, вы наверняка правы. Но когда люди делают что-то неправильное, я пытаюсь представить, какие они были детьми».
Конечно, я не могу дойти до таких высот духовного подвига. Но я знаю одно, - людей ни в коем случае нельзя унижать. Их можно наказывать, если ты имеешь на это право. Но ни в коем случае нельзя унижать. Можно не соглашаться с человеком, спорить, говорить резкие вещи, но при этом наше сердце не должно быть исполнено желанием унизить его.
Это тем более трудно нам, чья жизнь прошла в тотальном унижении - и в политической, и в личной жизни. Я помню, как мы когда-то делали выставку – «Белье советской эпохи». Дело отнюдь не в насмешке над этими трико с начесом. Дело в трагедии целого поколения женщин, униженных тем отношением к своему телу, которое им навязывалось. Я до сих пор помню случай из своего детства. Перемена в 613-й школе в Харитоньевском переулке, туалет для девочек. И какая-то девочка, у которой родители, наверное, жили за границей или были дипломатами, показывает заграничное белье. До сих пор, более пятидесяти лет, я помню его в деталях. Сейчас я понимаю, что ничего в нем не было особенного, наверняка из какого-нибудь магазина «Тати», если они тогда существовали. Но оно было абсолютно не таким, какое было у всех нас. Казалось бы, какое отношение это имеет к толерантности, о которой я говорю. На самом деле, наверное, имеет. Как и все то, что нас окружает
Записал
Игорь Шевелев
Первая
| Генеральный каталог | Библиография | Светская
жизнь | Книжный угол
| Автопортрет в
интерьере | Проза | Книги
и альбомы | Хронограф
| Портреты, беседы, монологи
| Путешествия |
Статьи |