Игорь Шевелев

  Амбиции под знаком Google

 

Амбиции это хорошо или плохо?

Прежде, чем начинать писать любую статью, по привычке лезешь в поисковую систему интернета. Для меня это в последнее время – Google. О чем бы ты ни подумал, кто-то наверняка уже думал об этом до тебя, и это отложилось в коллективной памяти. В результате, вместо плоского и одномерного мнения возникает стереоскопическая картина. Одно нажатие кнопки и тебе предлагается 112 тысяч ссылок на употребление этого слова в разных контекстах. Полный амбец твоим личным амбициям.

Начнем, как водится, с самого слова «амбиция». Латинское ambitio – тщеславие, честолюбие, суетность (а в прямом значении – хождение вокруг, обхождение, обихаживание) было заимствовано русским языком только в петровскую эпоху через польско-украинское посредничество. В этих языках, как и в основных европейских слово имело вначале отрицательную окраску – преувеличенного самолюбия, спесивости, чванства, апломба, зазнайства, претенциозности.

Со временем, однако, сперва в западноевропейских языках, а затем и в русском, слово становится нейтральным. Это просто некое устремление, цель, предмет желаний. Все это может быть отрицательным – «ядерные амбиции», «имперские амбиции», «амбиции политиканов». А может быть и очень даже ничего себе, - «чемпионские амбиции», «амбиции молодежи», «здоровые амбиции». Программная статья на сайте Союза правых сил называется: «Побольше амбиций!»

Как и многие другие слова «амбиции» стало знаковым для оценки происходящих в России перемен. Одни пишут об «амбициях новых русских бояр», подразумевая, что простому человеку амбиции вроде бы ни к чему. С другой стороны, период нового НЭПа, кажущийся слом старой системы, возможность быстрого обогащения, карьерного роста, риска и моментальных достижений востребовал людей с большими, а то и чрезмерными амбициями.

Возникло множество «учебников успеха», в которых личные амбиции оценивались не просто как положительное, а как необходимое качество стремящегося к успеху человека. На них же была нацелена реклама, движущая сила рыночного общества.

Вот рядовая реклама наших дней: «На состоявшихся людей с фантазией, умеренными амбициями и чувством юмора ориентируется минеральная природная столовая вода «ТАКАЯ-ТО», розлив которой начат на недавно открытом в с. Безбородьки заводе. Целевая аудитория нашего продукта — это молодые люди 24-29 лет (30-35 лет) с достатком выше среднего».

Амбиции «умеренные», потому что, может быть, вода не очень? Или - как бы природная вода нам не наделала вреда?

Вот слоган журнала «Норильский никель»: Талант, амбиции и труд - до повышенья доведут.

Хотя до чего они доведут в наши дни еще неизвестно.

Некий сайт в интернете вдохновенно объявляет себя «сайтом политологии, имперского мышления, российских национальных идей, а также популизма, эмоций и амбиций».

Всяко слово в строку, всяка строка в лыко.

Понятно, что разбить ледяную кору отчуждения, пассивности и равнодушия в тоталитарном обществе без личных амбиций и активности невозможно.

Одновременно с этим консервативная психология относится к амбициям с былым подозрением, упирая на то, что их чрезмерность ведет к агрессии и деструктивным последствиям, как для самого человека, так и для окружающих.

Все зависит не только от того, с какого бока смотреть на амбиции. Но и от того, что в данный момент приветствуется обществом, - инициатива динамичных граждан или порядок и тишина погоста.

 

Самое страшное – власть поэтов и проповедников

Уж на что творческие амбиции считаются хорошим делом, но и они порой оказываются делом опасным, особенно когда не реализуются прямым образом. Обличавший фашизм Петер Вирек отмечал еще в 1941 году, что у большинства нацистских главарей были неудовлетворенные художественные и литературные амбиции. Гитлер пробовал заниматься живописью и архитектурой, Геббельс пробовал драму, роман, поэзию, Розенберг - архитектуру и философию, Бальдур фон Ширах - поэзию, Функ - музыку, Штрейхер - живопись. "Почти все были неудачники, не только в смысле обычного успеха, но и в смысле собственной художественной оценки". Их художественные и литературные амбиции "вначале были гораздо глубже, чем их политические амбиции: их художественные амбиции были интегральной частью их личности". Российские примеры тоже известны, - Сталин писал стихи (как, впрочем, и Андропов), главные большевики чуть ли не поголовно считали себя крупными публицистами, философами, экономистами, мыслителями.

А вот на настоящем, не нашем востоке амбиции человека отличают от примитивного честолюбия: «Поднимаясь из глубины души, амбиции являются духовными тpебованиями, котоpые пpонизывают всю жизнь человека и делают возможным самопожеpтвование во имя них», - писал некий японец.

Творческий человек сублимирует свои амбиции в работу с материалом, - словом, холстом, музыкой, научными формулами и открытиями, спортивными достижениями. Для политиков этот материал – другие люди, энергия масс, демагогические формулы, власть над народами.

Понятно, что амбиции людей, их желание проявить себя являются главным энергетическим ресурсом развития общества. Кто-то сказал, что творчески активных людей в любом обществе не больше десяти процентов. Но их амбициозное самопроявление является условием развития остальных.

Драма борьбы амбиций пронизывает сегодня российское общество. То, как будут реализованы амбиции граждан в творчестве, труде, бизнесе, упирается в амбиции тех, кто стоит у власти.

Их желание «порядка», «сильного государства», «закручивания гаек», подавления инакомыслия ведет к репрессиям, которые касаются активных и творчески способных членов общества. Результат – стагнация и распад государства. Поскольку энергия активных членов общества, не находящая выхода в конструктивных сферах жизни, находит себя в разрушении – и себя самих, и тех, кто вокруг.

При этом амбиции репрессивных политиков опираются на сплоченную толпу, для которой творческая и амбициозная личность всегда враждебна. Она – иная. Зато амбициозный демагог, устраивающий под шумок свои делишки, управляя эмоциями толпы и натравливая их на противников, - свой. В нем толпа изживает собственную злобу, компенсируя нереализованные амбиции.

Тут необходим социальный психоанализ.

При этом толпа и политики зачастую опираются на религиозные учения, которые предлагают радикальный выход подавления человеческого «я», избавления от «зла» самопроявления, отказа от любых амбиций.

Такое «морально-политическое» единство скрывает, как правило, чудовищные амбиции тех, кто призывает к отказу от амбиций других. Это обращение к людям с призывом отказаться от себя опирается на личное желание полной власти над ними.

Если хочешь подавить свое «я», подавляй его сам. Но призывы отказа от амбиций (как и призывы к священной и справедливой войне) всегда почему-то обращены к другим. О человеке, полностью отказавшемся от амбиций, мы бы никогда не узнали. Он – черный ящик (или черная дыра, как угодно). Зато мы хорошо знаем тех, кто берет на себя функции бога, чтобы пасти других.

 

Геометрия амбиций: на плоскости и в объеме

Амбиции уплощают человека. Это естественно. Человек устремлен к цели, не обращая внимания ни на что вокруг. Он теряет свой потенциальный объем. Выбранная цель делает его плоским, чтобы он уместился в ней, ее достигнув.

Скатившись до философии, заодно выясним, как определить амбиции человека по его инициалам. И это тоже есть в интернете. То есть не в интернете, конечно, а в окружающем его мире.

Оказывается, за энергию и творческие амбиции отвечает буква Н в первых буквах ваших ФИО. А за очень большие амбиции и отрицание системности ответственность лежит на букве Ю в инициалах.

Сразу вспоминается Веничка Ерофеев, который рвался из Москвы в Петушки, где ждал его самый пухлый и кроткий из младенцев, знающий букву «ю», как свои пять пальцев, любящий своего отца, как самого себя, и не требующий от него за это никакой награды, кроме стакана орехов…

Но может ли Венедикт Венедиктович Ерофеев, выросшая копия своего гениального и, увы, покойного отца, быть человеком амбициозным, если в его инициалах не прослеживается эта буква чрезмерных амбиций, которая, наверняка свела с общего пути первого римского цезаря, нынешнего мэра Москвы и бывшего генсека КПСС, который в свое время был главой КГБ.

Еще мы можем узнать, что чрезмерные амбиции хозяев плохо влияют на собак. Что большие материальные амбиции одного из супругов мешают в семейной жизни. И что уязвимая пята мужчины, как человеческого подвида – не только амбиции, но еще самолюбие и самцовость.

Амбициозность субъекта можно выявить, дав нарисовать ему человеческую фигуру. Если у нее будут чересчур длинные руки, а также больше пяти пальцев на одной руке, то это выдает амбиции рисовальщика. Чрезмерные амбиции выдадут и уверенные, твердые линии  всего рисунка.

После юмористической паузы вернемся к нашим амбициозным баранам.

Какие бы у человека не были инициалы, и как бы он не рисовал себя и других, он реализует свои амбиции в обществе.

Одно дело, если у него пара возможностей реализовать свои амбиции, а совсем другое, если общество предоставляет ему пару сотен возможных путей. Первое общество называется «закрытым» и известно нам более, чем кому-либо. Человек с детства закрепощен в группе, которая лишает его всех амбиций выше среднего уровня. В лучшем случае, ему предлагается войти в элитную группу надсмотрщиков над амбициями остальных. В этом случае он реализуется, принимая на себя все нормы этой замкнутой группы, скажем, того же КГБ. Иногда эти амбиции реализуются достижением верховной власти в обществе. В таком случае, все остальные о своих амбициях могут забыть.

При этом наши амбиции реализуются не только в том государстве, в котором нам посчастливилось родиться. Есть еще большой мир, большое человеческое время, в которое можно выскользнуть из-под гнета охранки.

В день, когда я пишу эту статью вокруг Сатурна обнаружено новое кольцо и определен его состав. Индийцы в одном из штатов, где вообще нет электричества, решили использовать для компьютеров солнечную энергию. В американских теплицах на границах с Мексикой выращивают корма для животных, чтобы сберечь воду. Шотландский ученый выяснил, что у людей, которые ведут дневники, гораздо хуже здоровье, чем у тех, кто их не ведет. Американский космический телескоп сфотографировал слияние галактик, которое предстоит и нам, когда Млечный путь начнет соитие с галактикой Андромеды. В Китае обнаружено захоронение детского сада динозавров, - взрослый скелет окружен тридцатью четырьмя детскими скелетиками. Швейцарцы сделали фильтр для двигателей, поглощающий вредные оксиды азота.

К чему это я. Движение человечества позволяет нам подниматься над сиюминутными препонами, искать ниши для самореализации. Между прочим, данные социологов показывают, что уровень амбиций молодежи в России резко выросши с перестройки до середины 90-х годов, в течение следующих десяти лет застыл на прежнем уровне и даже начал снижаться.

Возможно, что нынешняя молодежь уже не готовится к лучшей для себя жизни. Еще не советский уровень отказа от всего хорошего, но и особого запала не наблюдается. Для воплощения в жизнь своих планов молодые люди готовы к трудной, монотонной и даже вредной работе, готовы на брак, противоречащий их чувствам, готовы, что называется, крутиться.

Говоря словами психоаналитиков «принцип удовольствия» в их амбициях сменился «принципом реальности». Ну, а нам в этой реальности то ли жить, то ли доживать.

Лично у меня никаких амбиций нет. Если бы были, то вряд ли я писал бы в 52 года эту статью. Про амбиции рассуждают те, кто их не имеет. Прочие устроились там, где простым смертным их не достать.

Вот, кстати, та же поисковая система Google, с которой мы начали. Создана она была с нуля шесть лет назад двумя молодыми парнишками едва за двадцать. Один из них, 30-летний ныне Сергей Брин, родился в Москве, в конце 70-х уехал с родителями в Штаты, закончил университет Мэриленд. Когда они с приятелем обратились со своими идеями в интернет-компании, предлагая улучшить их работу, над ними только посмеялись. Когда показали поисковую систему, их отправили куда подальше, что поискали там сами себя. Пришлось искать миллион долларов, чтобы основать собственную компанию. А пару месяцев назад акции Google поступили в открытую продажу на бирже, и Сергей Брин пополнил списки крупнейших американских миллиардеров.

Так что амбиции амбициями, а хорошо бы еще к ним иметь голову и немного счастья жить в стране, где этой головой не станут забивать гвозди.

 

 

 

Мнения специалистов

Владимир Сорокин, писатель

Я не могу ответить одним словом, что такое амбиции. Это ускользающее понятие. Для меня амбиции – это борьба с самим собой, с худшими моими качествами. Это попытка каким-то способом победить себя. Если говорить о литературе, то тут мои амбиции ни при чем, - это просто попытка выразить себя и сделать это наилучшим способом.

Повторю, для меня амбиции это не желание быть лучшим или добиться всего, что задумал. Это попытка самоутвердиться в себе самом, то есть победить свой внутренний хаос. На самом же деле борешься не только с самим собой, но и с окружающим миром, который ломает нас, пытаясь из каждого из нас сделать фарш. При этом борешься, конечно, и при помощи литературы.

 

Леонид Ярмольник, актер, бизнесмен

Вопрос об амбициях выглядит довольно глупо. Если это не упражнение на знание русского языка, то оценка, что такое амбиции, всегда зависит от конкретной ситуации, - есть отрицательные амбиции, есть положительные. Все зависит от человека и обстоятельств, в которых он хочет себя проявить и проявляет.

 

Андрей Житинкин, заслуженный артист России, режиссер-постановщик

Я могу говорить только о театре, как о близкой себе области. К понятию амбиций в театре я отношусь очень хорошо. Наконец-то у нас в России, как и во всем мире, возникла здоровая конкуренция. И в этой ситуации актер без амбиций это не актер. Говорят, что закулисный мир – это интриги, зависть. Да, это есть. Но это еще и борьба амбиций. Каждый актер, я считаю, должен сыграть Гамлета, даже если у него для этого нет внешних данных. Евстигнеев по этому поводу замечательно говорил: «Вот я – лысый, с низким голосом. Но вот послушайте, как я вам сейчас прочитаю монолог Ромео». И когда я слушал, закрыв глаза, как лысый, старый Евстигнеев читал монолог Ромео, мне хотелось плакать. Поверьте, он читал гениально. Конечно, он никогда его не сыграл, потому что и с молодости был лысый, и невысокий, и амплуа не то, но, тем не менее, он был готов к этому.

Амбиции у актера должны быть стопроцентно. Я когда-то даже хотел поставить такой роман – «Костры амбиций». Я актерам говорю: если вы не хотите совершенствоваться, - все, можно уходить из профессии. Если вы не завидуете коллеге, - не гвозди в башмак насыпая, а белой завистью не завидуете, - то уходите из профессии.

Помните, как Смоктуновский в тренировочных штанах приехал в Москву, и его не пустили ни в один театр, а потом он сыграл гениально Мышкина у Товстоногова, и вся Москва 15 лет ездила в Питер смотреть спектакль, и все говорили: «Как же мы просмотрели гения?» И 30 лет в театре была эпоха Смоктуновского, который был каким-то образом близок к гениальным вещам в театре.

И это все решил не только талант, но и амбиции. Когда он в тренировочных штанах приехал из Мурманского театра, он уже знал внутри, что может сыграть Мышкина. Только этого никто не знал в Москве, а он знал. Пусть он сейчас в тренировочных штанах и получает всего две тысячи рублей и играет «Кушать подано», но если он ночами не репетирует, условно говоря, Гамлета, то он не артист и должен уходить из профессии. Я – за амбиции!

 

Толстый, - художник, поэт, издатель, актер французского кино Tolsty.

Для человека, работающего в искусстве, амбиции вещь необходимая. Только амбиции могут заставить сделать то, что никто другой не делает. Я с детства, когда еще был маленьким школьником Владимиром Котляровым, а мои друзья из школы 310 в Фурманном переулке звали меня Толстый, а некоторые - Котлета, по созвучию с фамилией, все думал, как же их всех достать? Ведь они просто не понимают, кто перед ними. Я – огонь и пламя! Желание быть первым кипело у меня в груди! Чем их всех уделать? Нам 12-13 лет, мы уже знакомимся с девочками. В это время в соседней 314-й школе, - обучение тогда было раздельное, - была такая Инка Гафт, на которую западали все восьмые классы. В безнадежной борьбе за нее меня вырубали, что сделать было легко, потому что я был геометрически толстый. Но я сидел на уроках физики и математики и читал под партой великую русскую литературу. И знал то, чего они все не знали. И я решил, что если они говорят, что я «котлета» и «толстый», то я и возьму себе псевдоним Толстый, и сделаю из этого псевдонима имя, от которого всем им, издевавшимся надо мной, будет стыдно. И я первым из всех познал Инну Гафт в девятом классе!

И так это длилось много лет и длится до сих пор, когда мне уже за 60, и товарищи по университету говорят: «А-а, это же Толстый…» И я подумал: я не должен быть таким, как они. У меня есть спесь. Это плохое слово, но я – спесивый человек. У меня есть страсть: я не хочу быть посредственностью. Я занимаюсь в искусстве тем, что ни на что не похоже. Сколько бы вы ни листали американские каталоги, вы не найдете эти расписанные костюмы, галстуки, эти картины с деньгами. Благодаря чтению хороших книжек под партой я научился понимать и чувствовать вкус. Неоднократно, во всяком случае, во Франции – писали, что я обладаю безукоризненным вкусом. Что мои работы и мои выпендривания (с соответствующим французским словом) – они никогда не пахнут пошлостью и дурновкусием.

Моя претензия к жизни, когда мне уже катит к семидесяти, в том, что я чувствую в себе силы, чувствую радость жизни, чувствую, что я сейчас делаю картины, выставленные в Музее современной истории России на Тверской, которые не имеют прецедентов ни по технологии, ни по технике, ни по химическому составу красок, ни по тщательности сделанности - ни с чем в мировом искусстве. И я знаю, что сделал то, за что мне не стыдно. Вот – амбиции! Вот – спесь!

 

Василий Аксенов, писатель

Интересно, что в Америке слово «амбиции» употребляется с положительной коннотацией, а в России – с отрицательной. Для нас «амбициозный» это, в общем-то, нахальный. А в Америке – энергичный, тот, кто идет вперед, поставив себе цель, целеустремленный. У нас же слово «амбиции» находятся под подозрением, - «амбиции политиканов», «ядерные амбиции Пентагона». Сам я не ахти как употребляю это слово, разве что только с иронической точки зрения. Но для журнала «Персона», с удовольствием продемонстрирую свои поэтические амбиции:

«Люблю журнал «Персона»

Без всякого фасона,

Без всяких гадких кляуз

На побережье Яуз»

 

Наталья Нестерова, академик живописи, народный художник России

Для меня амбиции человека означают, что он желает больше, чем может. Поэтому бывают несовпадения и неслучившееся. Амбиции - это несоответствие между действительностью и желанием, это то, что надумано человеком. Каждый недоволен состоянием своих денег, и каждый доволен состоянием своего ума, отсюда и амбиции. Если в Америке амбиции более приветствуются, то это потому, что там больше возможностей для их воплощения. Человек, который потенциален и амбициозен, может добиться гораздо большего, чем здесь. А здесь вершин достигают не талантливые, а более ловкие. Для меня слово «амбиции» из лексикона исключено. Я его не употребляю. Сказать «мои амбиции», для меня унизить себя. Это – мои жадные помыслы, не более того. Мне проще сказать честолюбие, чем амбиции.

   

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Гостевая книга