Догоняющие зайца

Модные художники готовятся к арт-рывку

Игорь Шевелев

Дата публикации 17 января 2005 г.

Главным культурным событием января станет открытие Первой московской международной биеннале современного искусства. По мысли устроителей, возглавляемых Федеральным агентством по культуре и кинематографии, биеннале "выведет изобразительное искусство России на уровень, соответствующий статусу России как мировой державы".

Задействуют десятки музеев и выставочных залов, приедут сотни художников со всех континентов, приемы пройдут в иностранных посольствах.

Одновременно с главным действом покажут параллельные и специальные проекты, среди которых можно выделить выставку "Россия-2", устроенную Маратом Гельманом.

А из "общечеловеческих" событий я бы отметил выставку живописи Владимира Брайнина в недавно открывшемся новом помещении галереи "Кино" в Большом Ржевском переулке. Вернисаж 25 января.

Сейчас же в Stella Art Gallerу дожили свое "Инсталляции" Ильи и Эмили Кабаковых. Желающих смотреть "Картину на мольберте", "Догоняющего зайца" и "Мы свободны" - в отсутствие автора и вне презентации, - было мало.

Намного больше зрителей было в Третьяковке на Крымском Валу на выставке Татьяны Назаренко "Фрагменты". Приуроченная к юбилею художницы, экспозиция отразила ее творческие этапы, начиная с реалистических полотен "Казнь народовольцев" и "Пугачев", написанных еще в 70-е годы, - через обнаженный надрыв "Циркачки" и застолий 80-х - до знаменитых фанерных фигур-обманок "Перехода", объездивших весь мир в качестве типажей "новой России".

Несмотря на звание академика, профессорство в Суриковском институте, госпремии и регалии, Татьяна Назаренко - художник предельно живой, никак не академический в общепринятом смысле слова. Западные искусствоведы с удовольствием называют ее "абсурдным реалистом". Специально к выставке были сделаны работы на грани живописи и скульптуры - с использованием пены для оконных стеклопакетов. И вот эти охранники, панки, жертвы терактов, наскоро прикрытые тряпкой, модные господа и бомжи, смешавшиеся друг с другом и со зрителями, производят необычайное впечатление. Это уж точно актуальное искусство.

Новогодний рубеж был ознаменован выставками АРТСтрелки на территории завода "Красный Октябрь" на сходе с нового пешеходного моста через Москву-реку.

Вокруг костра прыгали снегурочки-искусствоведы и художники деды Морозы. В бывших фабричных помещениях выделялась выставка Сергея Базилева "Вода: живая и мертвая" с огромными фотографиями классических полотен, перенесенными на холст; инсталляция Ольги Божко, посвященная дзен-буддизму писателя Чехова: фотографии питерцев, размноженные в зеркалах. Но, главное, конечно, приятная тусовка. То тебя напоят горячим шоколадом в галерее Лизы Плавинской, где главным экспонатом была сама галеристка с привязанным к животу новорожденным дитем. То из подъехавшей белой "Волги" вылезет в амуниции петровских времен художественный трансвестит Владик Мамышев-Монро, вдруг поменявший свой пол на указанный в паспорте.

Но все это была лишь пауза для арт-рывка во второй половине первого месяца наступившего года.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи