Игорь Шевелев

Российская газета №7(3676) от 19.01.2005

ДИСКУССИЯ

Актуально ли искусство?

Министров обороны и МЧС научат, кто такие Уорхол и Пригов

НА ОБСУЖДЕНИЕ проблем искусства России XXI века пришло столько известных артистов, режиссеров, знаменитостей, что это напоминало какое-то светское мероприятие. Впрочем, то и была презентация - череда "круглых столов", организованных Федеральным агентством по культуре и кинематографии, на которых обсудят проблемы актуального искусства.

Актер и режиссер Иван Дыховичный так вдохновился дискуссией, что пригласил собравшихся в телепередачу, которая выявила бы в игровой форме креативных людей всей России. Этакая "фабрика звезд" современного искусства. Проблема - в критериях оценки творчества. А кому как не состоявшимся творцам его оценивать. Не скалозубам же.

А началось все с выступления продюсера и учредителя премии "Золотая маска" Эдуарда Баякова, который посетовал на "застой" в театре, доживающем свое по законам "совка". Кризис, обновивший киноиндустрию, на сцене еще и не начинался. Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей подтвердил, что в киноиндустрии уже вращается около миллиарда долларов, любые таланты, начиная с первого курса ВГИКа, востребованы продюсерами, а на этом фоне и новое, экспериментальное, авторское кино будет появляться.

Под актуальным и живым искусством собравшиеся понимали то, что некогда называлось авангардом, - новые, непонятные массовой публике формы, шокирующие эстетические жесты, художественный скандал, наконец.

"Втащите Пушкина на корабль современности!" - призвала искусствовед Екатерина Деготь, - чтобы придать ему живой, а не хрестоматийный вид трупа". "Как это сделать?" - риторически вопрошала известная художница-галерист Айдан Салахова, которая лишь с помощью своего папы и Церетели устроилась преподавать в Суриковский институт и была поражена, что система обучения - портретам колхозников, пейзажам родины и росписям детских садов - не изменилась со времен Сталина "Ребята не знают Уорхола, Кабакова, Пригова", - в ужасе воскликнула она, вызвав реплику Михаила Швыдкого: "Мне хочется в Суриковский институт!"

Шутки шутками, но тот же Швыдкой и главный дирижер Большого театра Александр Ведерников констатировали, что на глазах исчезает не элитарная публика, которой интересно современное искусство, но публика как таковая. Композитор Владимир Тарнопольский зафиксировал момент перелома. В 1969 году, когда Геннадий Рождественский исполнял концерт Шнитке в консерватории, народ сдерживала конная милиция. В 1973 году точно такой же концерт прошел в полупустом зале. Речь идет о деградации.

А может, гори оно огнем, это современное искусство? Зачем оно? Актуальный художник Дмитрий Александрович Пригов напомнил ответ Пикассо на упреки, что его искусство непонятно массам: "Массы поймут мое искусство, когда я приду в каждый дом дизайном унитаза".

Разруха в сортирах начинается с гонений на современных художников. Директор Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов извинился за опоздание: он был в Таганском суде, где идет процесс над кураторами выставки в Сахаровском центре.

На днях начинается первая Московская биеннале современного искусства, которая на фоне мировых художественных процессов кажется едва ли не академической. Но в России, где на заседании правительства главы МЧС и обороны излагают эстетические суждения, она вполне может показаться концом всего святого. Но министры ведь не обсуждают проблемы квантовой физики и нанотехнологии.

Кинокритик Андрей Плахов отметил необходимость обучения азам современного искусства. Если у искусства высокий статус, то не понимать его будет даже престижно. Критик Милена Орлова задалась вопросом, насколько поднялся бы престиж contemporary art в глазах начальства, если бы на открытие биеннале в бывшем Музее Ленина пришло высшее лицо. Кто-то возразил, что Хрущев уже приходил в Манеж, и что, мол, из этого вышло...

Композитор Алексей Айги заметил, что все должно быть, - не только Чайковский и ансамбль Александрова, но и Булез, Штокхаузен, Ноно, которых не исполняют в России, потому что музыканты не владеют техникой исполнения, возникшей после 1960-го года. Директор Дома фотографии Ольга Свиблова напомнила, что во всем мире языку современного искусства учат с детства. Это дело наживное. Недавно начальство не знало разницы между Хуго Боссом и магазином "Тати". Объяснили. Поняли. Так и с искусством. Не понимаете? Правильная реакция. Развивает терпимость.

Современная культура приближается к мультимедийному единству, где музыка, кино, Интернет, визуальность, даже литература и театр соединяются в единое творческое поле, в которое не надо бояться войти, чтобы понять новое в себе и других. Писатель Виктор Ерофеев предположил, что темные силы объединятся быстрее и лучше - в те же творческие союзы советского образца. А собравшимся в зале лучше объединиться вокруг нового журнала, который консолидировал бы живые творческие силы.

Ну, что на это скажешь? Художникам всегда неймется. Не было их, всем бы жилось спокойнее. Во всяком случае, будущее точно не наступило бы.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи