Игорь
Шевелев
Дата
публикации 19 января 2005 г.
Вадим Абдрашитов: Умею делать только то, что хочу
Кинорежиссеру
Вадиму Абдрашитову сегодня 60 лет.
Непривычно человека, живущего и
работающего рядом с нами, называть
классиком. В отношении Абдрашитова это не
преувеличение. Не устраивая шумные
перевороты, не свергая устои, не выполняя
идеологические заказы, он снимает фильмы о
своем времени, которые обретают
вневременную актуальность. "Плюмбум",
"Остановился поезд", "Армавир",
"Парад планет", "Слуга", "Охота
на лис", "Время танцора", "Магнитные
бури" - это все о нас.
-
Прожита изрядная часть жизни: работа,
учеба, фильмы, награды, ученики, опять
фильмы... Можно оценить это как законченный
этап, открывающий новую страницу?
-
Наверное, нет... Для подведения итогов
время должно протекать эпически. А оно -
бытовое, без завихрений. И мчится с такой
скоростью, что и не оценишь, оглядываясь
назад. Ну, проскочило и проскочило. А
интересно только то, что впереди. Самое
главное ощущение от жизни: летит очень
быстро.
-
Как сохранить в этой текучке творческий
заряд?
-
Я благодарен судьбе, что мне никогда не
приходилось себя принуждать - я всегда
занимался только тем, чего мне хотелось.
Очень хотелось заниматься кинематографом
и режиссурой. Хотелось снимать именно ту
картину, которую я снимал. Ни с какими
волевыми преодолениями дела не имел.
Сейчас с ужасом думаю: а как бы я заставил
себя снять фильм по заказу - по идее или
сценарию, который мне не нравился? Ничего
бы не получилось. Насколько это
профессионально? Профессионал, мне
кажется, должен делать все. А я привык
делать только то, что мне нравилось.
-
Вам везло с людьми - или со временем, в
котором вы оказались?
-
Безусловно, с людьми. Которые, впрочем,
принадлежали своему времени. В 16 лет я
поступил в Физико-технический институт, в
начале 60-х - лучший институт страны. Мне
довелось видеть и слышать Ландау, Игоря
Евгеньевича Тамма, академика Семенова. Это
даже не люди были, а явления. С другой
стороны, это эпоха "Современника",
итальянского неореализма на наших экранах,
начало Окуджавы, Высоцкого, Галича,
молодых Аксенова, Ахмадулиной,
Вознесенского, Евтушенко, журнала "Юность",
- просто фантастика! Ренессанс духовной
жизни страны совпал с молодостью. Любому
поколению можно пожелать оказаться на
пике такого расцвета.
-
В 18 лет прочитать "Один день Ивана
Денисовича"...
-
Да, это мощнейшее впечатление. И все
требовало самоопределения, поиска. Каждый
день - что-то новое, важное. В то время я
много фотографировал, пробовал писать,
снимал. Возникло твердое ощущение, что
жизнь будет связана с кино. На Физтехе не
было любительской киностудии, и я
перевелся в Менделеевский, где была
замечательная студия, отличный
руководитель, особый человек - режиссер
Герман Туревич. Там я начал снимать и
монтировать. И таким образом уже готовился
к поступлению во ВГИК. Но в те годы, если
помните, надо было после института
отработать три года по специальности.
-
И - прощай мечта о призвании?
-
Те законы, как ни странно, были более
гуманны, чем сейчас. Теперь после завода
практически невозможно поступить на
режиссерский факультет ВГИКа - за это надо
платить, и очень немалые деньги.
-
Сейчас, когда вы сами преподаете во ВГИКе,
можете сравнить его нынешние времена с
прошлым?
-
Из-за нынешних законов идет
насильственная инфантилизация двух
основных творческих профессий в театре и
кино - драматургии и режиссуры. Все мастера
и театральных и киновузов этим озабочены.
Мы пишем в администрацию президента, в
Думу, в министерства культуры и финансов с
предложением сделать послабления для этих
основополагающих профессий. Нас не слышат...
Наверное, такое положение дел власть
устраивает.
-
А три года службы не лишили вас тогда
творческого запала?
-
Я пошел на завод, где отработал три года,
надо сказать, с огромным интересом.
Готовясь во ВГИК, занимался очень новым
делом. Оно было связано с цветным
телевидением. Я занимался люминофорами,
производством кинескопов. Это было
опытное производство, большой
экспериментальный цех завода
электроламповых приборов. За три года я
сделал карьеру, став начальником этого
цеха, и уже готовились документы на меня
как на главного инженера на дочернее
предприятие завода.
-
Это в 25 лет?
-
Совершенно верно, притом что я не был
членом партии. Но заканчивались три года, и
как раз весной 1970-го Михаил Ильич Ромм
набирал свой курс. Так все замечательно
совпало. Я поступил. Началась вгиковская
жизнь.
-
Кто был на вашем курсе?
-
Аркадий Сиренко, Антон Васильев, Александр
Бибарцев, таджик Олег Тулаев, эстонец
Валентин Куйк, в качестве режиссеров
заканчивали курс Игорь Ясулович, Коля
Бурляев, Наташа Бондарчук.
-
Есть ощущение своего режиссерского
поколения?
-
Нет. Нас оказалось мало. Те, кто чуть
постарше, оказались другим поколением.
Следующее стало значительно младше нас.
Поколение объединяется не хронологией, а
общей художественной идеей. Такого
поколения нет.
-
Что как физик и режиссер вы можете сказать
о кинематографической среде, в которой
оказались?
-
Творческая среда всегда состоит из
атомизированных индивидуальностей. Тем не
менее при тоталитаризме, во времена застоя
существовало достаточно дружелюбное
сообщество кинематографистов. Сейчас
этого нет.
-
Война всех против всех?
-
Есть какие-то люди, дружеские компании,
привязанности, но если говорить конкретно
о Союзе кинематографистов, то прежней
атмосферы нет. И вообще чистого воздуха
мало осталось.
-
А тенденция какова?
-
Мне кажется, воздух и дальше будет уходить
отсюда. До тех пор, пока в обществе не
сработает инстинкт самосохранения и на
этом месте не возникнет что-то новое. Как
всегда было в истории. Новое поколение
сформирует новое сообщество. Может, это
будет какая-то гильдия, профсоюз, что-то
придумают. Жизнь заставит. Люди не могут
существовать абсолютно оторванными друг
от друга.
-
Нынешнее зерно сгниет до конца?
-
Судя по тому, куда все идет, да. Самое
главное - это настроение нашего сообщества.
Оно притупленное, абсолютно
непассионарное. Это суицидное состояние. И
есть силы, которые этим пользуются.
-
Преподавание во ВГИКе вдохновляет?
-
ВГИК хорош тем, что туда все время приходит
молодежь, он всегда молод. А поскольку
среди молодых всегда есть таланты,
возникает ощущение, что со временем что-то
исправится. Хотя и сегодня много чего в
кино происходит. Фильмов снимается
гораздо больше, чем 3-4 года назад.
Налаживается производство. Я не говорю о
качестве, но важно и производство само по
себе. Киностудию, как мартеновскую печь,
нельзя остужать. И так потеряно огромное
количество редких кинематографических
профессий. Мосфильм начал брать молодых
ребят практически с улицы и готовить их по
узким специальностям. Почему этим не
занимаются кинематографические техникумы
- непонятно.
-
А чему вас учат собственные дети? Чем они
занимаются?
-
Старший сын по образованию физик. Дочка
пошла в маму, она художник. Художник-сценограф.
-
Послезавтра по ТВ впервые покажут ваш
фильм "Магнитные бури". Предполагали
вы, что изображенное в нем народное
смятение и волнения обретут новую
актуальность?
-
Фильм сделан на актуальном материале, хотя
это не документальное кино. Тот же передел
собственности, о котором идет речь в
картине, продолжается по-прежнему. И форму
приобретает более драматичную, чем на
экране.
-
Но фильм остается не сиюминутным
документом, а вечной притчей?
-
Называйте притчей, если хотите. Но картина
сделана так ясно, прозрачно и просто, что
зрители поймут без подсказки, о чем там
говорится. Что надо с нежностью и любовью
относиться друг к другу. Беречь близких,
любимых, свой дом, семью, друзей -
независимо от всех тех магнитных бурь, в
которые нас постоянно втягивают люди и
силы, которым эти бури выгодны. Нельзя
поддаваться на это и превращаться в толпу.
-
Какой фильм следующий после "Магнитных
бурь"?
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи