Культурный воздух Москвы

В свежем номере журнала «Русское искусство"

 

журнал

Игорь Шевелев

 

Вышел в свет 5-й номер журнала «Русское искусство». Событие, как ни странно, незаурядное. Качественные издания по искусству сейчас единичны. Тем более такое, которое можно было бы по уровню содержания и печати поставить, например, рядом с «Нашим наследием», выходившим 10-15 лет назад.

Журнал «Русское искусство» задуман как возобновление одноименного издания, выходившего в самом начале 20-х годов при участии таких имен, как Бенуа, Мандельштам, Замятин. Пару месяцев назад на презентации в Российском фонде культуры главный редактор Ольга Костина шутила, что они опередили свой образец на один выпуск. В 20-х вышло всего три номера «Русского искусства», а сейчас уже четыре.

И вот на прилавках киосков скоро появится первый номер за 2005 год. Информация немаловажная, потому что при явном голоде на подобные издания тираж в 7000 экземпляров идет нарасхват. Не случайно многие покупатели считают себя его коллекционерами. Журнал, действительно, приятный. Представляя уровень цен на подобные художественные издания, можно понять, сколько сил и энергии уходит на появление в свет каждого номера.

Номер, отметивший первую годовщину «Русского искусства», был издан при содействии московского правительства. Естественно, он целиком посвящен художественной Москве. Модерн и музеи, метро и ландшафты, иконы и Москва на старых открытках, дом Перцова и московский путеводитель по «Доктору Живаго» Пастернака, художники и коллекционеры, - темы журнала собраны так бережно, что представляют культуру Москвы в многомерном единстве. Чем, собственно, журнал и должен отличаться от книги, - особым измерением, которое создается органической множественностью личных точек зрения. Хороший журнал – оркестр, а не разнородные соло, пусть даже и виртуозные.

Тем более, что таков и предмет журнала: культурный облик российской столицы. Он складывается из архитектуры и исторической памяти, из людей, которые жили здесь и живут, из книг и картин, в которые мы входим как в еще одно измерение реальности. Энергетика города неповторима. Человек даже незаметно для себя не может не подпитываться ею.

Понятно, что обязательства перед спонсором не позволяло впрямую говорить о проблемах московских памятников культуры, исчезающих на глазах под натиском качественного, но новодела, о разрушении архитектурного ансамбля столицы. Но бережное и точное описание архитектурных и культурных раритетов Москвы само по себе повышает их ценность. Глядишь, чиновники прочитают журнал, который профинансировали, и поймут нечто важное. Замолвленное о красоте слово – великая сила.

Когда внук пишет о знаменитом доходном доме, владельцем и строителем которого был его дед, инженер путей сообщения Петр Перцов, то, может, и нынешний читатель поймет, что чьи-то большие деньги это не только предмет проклятий, зависти и утробного желания отнять и поделить, но и некая культурная ответственность, которой надо дать развиться. Дом и сейчас стоит на Пречистенской набережной, с видом на храм Христа Спасителя, а сам хозяин, естественно, был репрессирован. Да и жильцы были на подбор. Один из них, превративший самую большую залу в ванную, встречал гостей в тоге и сандалиях. На ногте большого пальца была бриллиантовая монограмма, а прислуживал ему негр в красной ливрее с черным мопсом, на котором тоже всегда был красный бант. Словно в предчувствии, что после революции в квартире поселится Троцкий. Что ни говори, а пересмотр в России результатов приватизации не может не завести далеко.

История музеев, картин, московских интерьеров, мастерских художников – это история потаенного московского воздуха, который, будучи не виден, тем не менее, дает ощущение целостной атмосферы города. Это теплящиеся огоньки духа. Мы не знаем, как передается между людьми тепло духовной культуры, но ее движение несомненно, значение бесценно. Так и воспоминания об ушедшей Москве в журнале «Русское искусство» позволяют иначе посмотреть на то, что окружает сегодня нас, - под знаком истекающего времени. Семейные, творческие истории чудесно переплетены с историей города. Может, они и есть невидимая суть, спасающая его от исчезновения?

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи