Фото Плотникова
Знаменитый фотограф выпустил альбом «Владимир Высоцкий. Таганка».
Альбом называется «№03 и последний». Первые два включали фотографии деятелей искусства, благодаря которым фотограф Валерий Плотников и сделал свое имя. Печатавшиеся в конце 60-х огромными тиражами в «Советском экране» и других популярных журналах, они на фоне общей серости казались поистине остановленным мгновением, посланным в вечность. Фотографии Плотникова узнавались сразу. Более того, для самого артиста, музыканта, писателя, - ибо Спивакова, Битова или Демидову мудрено называть моделью, - они становились классическим портретом. Куда там Шилову…
Недоброжелатели станут потом называть их «постановочными», «лакировочными», «гламурными», но в то время и таких слов не было. Плотников был единственный и неповторимый. Каждый портрет был срежиссирован до предела. Мощная голова Рихтера уравновешивалась черным круглым столом, а форму рук гения на черно-белом снимке вообще словами не передать. Ефим Копелян, Сергей Довлатов незадолго до смерти, Синявский и Розанова, Сергей Герасимов, - перечислять можно до бесконечности, но случайных портретов у мастера, кажется, нет. Быть сфотографированным Плотниковым это словно войти в некий сонм бессмертных. Войти не лицом, а совершенным своим образом или, хотя бы, какой-то его гранью, анекдотом, ролью, которую играешь на людях.
Выпуская два предыдущих альбома, Валерий Плотников знал, что третий и последний будет посвящен Владимиру Высоцкому. Актеру и его театру. Народному любимцу и его заморской жене. Ролям, которые тот играл в театре и в кино. Тому, каким Высоцкий сам хотел себя видеть и каким он неожиданно оказывался, выявленный соразмерным ему мастером фотосъемки.
Как и первые два роскошных альбома, новый был выпущен благодаря «Санкт-Петербургскому клубу в Москве». Альбом «Владимир Высоцкий. Таганка» чуть запоздал к 40-летию легендарного театра, зато поспел к очередному дню рождения своего героя, в который и прошла презентация его в Музее А. С. Пушкина, куда съехались многие знаменитости. Как те, кого уже фотографировал Плотников, так и те, чьи портреты еще в будущем.
Но главный герой выставки и вечера были, конечно, не они, а Высоцкий. Из огромного архива Валерий Плотников отобрал две сотни фотографий, которые делал много лет. Сцены из спектаклей, кадры из фильмов, Высоцкий с Мариной Влади, среди друзей, с гитарой, на репетициях – и так далее, вплоть до ста дней до смерти… и похорон. Высоцкий в гробу.
Для самого Плотникова нынешний альбом это третья попытка отдать дань памяти своему великому современнику. Это еще и возможность увидеть знаменитого актера и певца соразмерным самому себе. В предисловии к альбому Плотников вспоминает ответ Высоцкого на слова какой-то анкеты: «Чего бы вы хотели больше всего в жизни?» - «Чтобы помнили, чтобы везде пускали». Жутко думать, что человек получает все, когда его нет.
При жизни
Высоцкого буклеты работы Плотникова
рубило начальство. После смерти
задуманный альбом не был издан из-за
отсутствия денег. Сейчас все, наконец,
сошлось. Нельзя не поблагодарить тех,
благодаря кому нынешнее достойное издание
появилось в свет.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи