Старт биеннале

Актуальное искусство - ходоком к Ленину

 

открытие

Игорь Шевелев

 Свиблова и Швыдкой на открытии биеннале

Современное искусство это акция. Оно нуждается в зрителях, в участниках, в проводящей и отталкивающей среде. Не удивительно, что кураторы 1-й московской биеннале устроили торжественное открытие не в виде разрезания красной ленточки в присутствии начальства, а как протяженное во времени путешествие по Москве.

 

Началось все в самом большом и пустынном вестибюле московского метро – на станции «Воробьевы горы». Сначала предполагался звуковой перформанс американки Триши Донелли - вой волков из туннеля. Потом его перенесли в другое место, - мало ли что подумают пассажиры. Может, завоют в ответ. В России зритель не менее актуален, чем художник. Потом, на всякий случай, отменили и видеоинсталляцию. В любом случае, в мающейся без толку огромной толпе было мудрено что-либо разглядеть.

Организаторы разослали тысячу приглашений на открытие – критикам, художникам, VIP-персонам, узнаваемым из телеящика лицам. Последних пришло меньше ожидаемого, но вообще-то людей оказалась тьма. Одних иностранных участников приехало больше двух сотен. Для них самым актуальным оказался русский мороз и незнание организаторами иностранных языков. В последнюю минуту узнали об открытии биеннале в метро и те, кто его там открывал.

Оставим пока рассуждения, что такое суперсовременное искусство в России, - поставленная на попа вершина цивилизации, как на Западе, или родной способ халявы, саморекламы и отсутствие профессионализма в чем бы то ни было.

Со стороны все вроде было как надо. Пирамиды из пустых бутылок, пропеллер на здании, видео, эскиз машины для обливания всех водой, фонтан из жидкого шоколада, машинка в подарок «от дедушки Ленина» на выходе. Все довольны. На самом деле актуальное искусство это художественный жест. Какой у нас жест, - такое и искусство. То, в чем аккуратные западные люди видят нарушение обыденного пространства, - куски арматуры, рухлядь, кирпичи, цемент, строительная сетка, - для нас самая обыденность и есть.

А вот московское метро такого не видывало. Особенно, когда зрители и участники акции, а также зеваки, разогретые искусством, влезли в час пик в вагоны метро и отправились на станцию «Библиотека имени Ленина», где предстоял второй акт презентационного триптиха.

Художники и VIP-персоны в народном транспорте, являли собой настоящий паблик-арт. Это не Вивальди в переходе на скрипочке пиликать. Актуальное искусство в общественном месте, - дело для России новое, почти тревожное. Наши люди не отделены друг от друга западным прайвиси и могут поучаствовать в акции самым непредсказуемым образом. Шутка ли, увидеть перед собой живого Швыдкого. Нстоящая культурная революция в мозгах. Но на сей раз обошлось.

Десять минут, и все добрались до «Библиотеки Ленина», точнее, до Музея архитектуры, где француз Кристиан Болтански на руинах старого флигеля демонстрировал руины своей художественной памяти - «Призрак Одессы». Некие родовые ощущения о бывшем месте жительства бабушки с дедушкой. Фото октябрят, люди в ватниках, сами ватники. Ну, и трескучий мороз с метелью, как заказывали. В основном здании Муара израильтянка Михаль Ровнер, которую почему-то все считали мужчиной, показывала фотоработы. Там же инсталляции, видео и прочая экзотика.

И, наконец, кто в автобусах, кто в метро, а кто на своих двоих, - перебрались через вьюжную Манежную площадь в бывший Музей Ленина. А уж там можно было и привычную ленточку перерезать, и воскликнуть от неожиданности, увидев то, что предстало перед глазами в некогда святом месте.

Накануне все было перегорожено, распилено, не готово, но и в день открытия иное казалось, скорее, подготовкой к реконструкции музея, которая наступит после окончания биеннале. Или в ее результате.

То, чем заполнили три этажа и крышу четыре десятка молодых художников из разных стран, кажется забавным и непривычным. А поскольку выставка, как и биеннале, продлится целый месяц, то постепенно можно будет все разглядеть в подробностях, а то и поучаствовать. Ибо, какой же это концепт, если не кипит возмущенный разум зрителя?

Что дальше, понятно. После кино танцы. После инсталляций - самое актуальное из искусств: фуршет. Французское кафе «Ле Гато» на Тверской близ театра им. Станиславского, - последняя разминка перед месяцем самого актуального из мировых искусств. Классических слов «Не верю!» слышно не было.

Биеннале стартовала. Последний месяц зимы в России, как известно, тянется бесконечно. С художниками жить станет лучше, жить станет веселее. Как завещали кураторы прошлых отечественных акций.

 

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи