Почем
Глазунов с Малевичем?
Вышел первый справочник цен на русских художников
рынок
Игорь Шевелев
Прошла презентация справочника «DAR. Русское искусство от авангарда до наших дней». В нем впервые сделана попытка установить объективные цены на произведения русских художников.
Проблема немаловажная. Перед человеком, решившим купить произведение художника, всегда возникает вопрос: а, сколько оно реально стоит? Кому верить, - галеристу, дилеру, самому художнику? В середине 90-х годов в России многие собиратели «корпоративных коллекций» уже обожглись на этом. Во время банковского кризиса 98-го года, когда они захотели продать картины и скульптуры из своих собраний, им не дали ни копейки. Пришлось освобождать помещения, выбрасывая все на помойку.
Справочник «DAR» задуман как периодическое, ежегодное издание. Сведения о ценах и художниках будут уточняться. Менеджеры издания, итальянцы Никола Саворетти и Марта Боэри, привлекли к работе в нем квалифицированных российских экспертов. Кто-то, как Андрей Сарабьянов, отвечал за авангард, кто-то за фотографию, иные – за современное искусство, в том числе, по регионам России, кто-то – за соцреализм 1930-60-х годов.
Нет слов, издание важное, назревшее для рыночного общества. Но, зная специфику российской экономической жизни, легко представить сложности и проблемы, которые встали перед благим начинанием сделать прозрачным арт-рынок.
Встанем на точку зрения самого художника. Конечно, хорошо, если в справочнике укажут высокую цену на твои картины. Значит, покупать их будут никак не ниже. С другой стороны, тобой может заинтересоваться налоговая полиция. И спросить, если ты так дорого продаешь картины, то где налоги, заплаченные с э продаж? Рядом с налоговой - рэкетиры. Адрес есть, звони в дверь, проси делиться. Можешь, кстати, брать картинами, если у них фиксированная цена. Дело нешуточное. Нескольких художников уже грабили после статей в газетах об удачных продажах, и не по разу. Если же ставить маленькую цену, то в международных рейтингах твое место в списке художников будет невысоким. Будешь ты никто, и звать тебя никак.
Примерно те же проблемы возникают и у галерей, которые торгуют произведениями художников. Не удивительно, что на предложение о сотрудничестве почти все они ответили составителям справочника отказом. По словам последних они сделали 7000 телефонных звонков, прежде чем переубедили многих из оппонентов.
Именно западные дилеры более других заинтересованы в твердой шкале цен на русское искусство. Колебания цен на него катастрофические. В начале перестройки, когда была мода на Россию, произведения художников стоили очень дорого. Легендарный аукцион Сотбис 1988 года в Москве поднял цены невероятно. Картины из России начали вывозить вагонами. Цены упали. Потом мода на русское прошла. Собиратели остались с носом. Теперь без подобного справочника они вообще отказываются иметь дело с нашими художниками.
Сам каталог можно читать как песню. Почему-то одни художники в нем есть, других нет. Замечательный фотограф Виктор Ахломов присутствует. Не менее замечательный Валерий Плотников отсутствует. Нынешний Александр Бродский есть, а классика советской живописи Исаака Бродского нет. Малевич зашкаливает за 15 миллионов долларов, а живопись Ильи Глазунова колеблется от 1000 до 5000 долларов.
Эксперт по современному искусству Сергей Попов заметил, что сложность в легитимности. Всем известные полотна Ильи Сергеевича как бы не продаются. Потому и цену на них приходится вызнавать с картин, всплывающих на редких аукционах. Потому же нет Зураба Церетели. Оказалось, что рыночную цену имеют только его литографии. Сотни и тысячи живописных полотен им как бы и не продаются, а дарятся друзьям. Видимо, и обмен не денежный, а еще натуральный.
Но назвать первый блин комом – язык не поворачивается. Создатели справочника ввязались в ситуацию, которую сами изменяют своими усилиями. Трудно представить, каким образом рыночная ситуация в России может стать прозрачной, но когда-то, наверное, станет. Почему не начать с арт-рынка?
Марта Боэри, директор проекта, инициатор выхода справочника, любезно ответила на наши вопросы.
- Как вы
определяли цены на произведения тех или
иных художников?
- Мы работали с серьезными музеями и коллекциями современного искусства. Если художника знают в МоМа, Нью-Йоркском музее современного искусства, то указана, действительно, цена МоМа. Прежде всего, мы ориентировались на американский рынок искусства, как самый развитый. Мы указываем подробную биографию художника и то, как он представлен в больших коллекциях. Это уже что-то.
- Будете
ли вы уточнять приведенные сведения
относительно тех или иных художников и цен
на их работы?
- Безусловно. В новом справочнике, который, надеюсь, выйдет через год, цены будут уточнены. То же касается и списка художников. Он изначально неполный. Мы умудрились не указать даже наших близких друзей, у которых просим прощения. Извиняет нас лишь то, что мы начали эту огромную работу всего лишь одиннадцать месяцев назад.
- Зачем
была нужна такая спешка?
- В справочнике особенно заинтересованы западные дилеры русского искусства. Пять тысяч тиража разойдутся мгновенно. После презентации справочника в России, в марте он будет представлен в Париже, в апреле – в Нью-Йорке. Текст в нем на двух языках, русском и английском. С помощью русских и зарубежных галерей мы сделаем картину более объективной.
- Каким
образом?
- Одновременно начал работать
наш сайт. Все поправки, как в список
художников, так и в цены на их произведения,
будут вноситься on-line.
Продолжают работать наши эксперты.
Конечно, сразу хочу оговориться, что мы
работаем только с известными художниками.
У нас еще мало персоналий из регионов
Сибири, Урала, Дальнего Востока, на которые
мы тоже хотим обратить внимание.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи