«Бубновый валет» бьет всю колоду
Отличная выставка в Третьяковке
Вернисаж
Игорь Шевелев
Такую рецензию писать одно удовольствие, - знаешь, зачем. Во-первых, донести до всех, кто еще не знал, что было такое объединение живописцев начала 1910-х годов – «Бубновый валет». Во-вторых, чтобы призвать тех, кто может ходить, срочно идти в Третьяковку на Крымском валу смотреть выставку.
Более ста двадцати работ, - ну, количеством нас не удивишь. Но, во-первых, картины огромные. Во-вторых, живопись самая настоящая московская, темпераментная, ничего не стесняющаяся. Кончаловский, Машков, Лентулов, Ларионов, Гончарова, Малевич, Экстер, - долго, но приятно перечислять.
Как с некой тоской говорил по воспоминаниям начала прошлого века на открытии выставки директор Русского музея Владимир Гусев, «понаехали здоровые румяные мужики с большими картинами, оказались, натурально, москвичами». Куда там утонченной питерской бледности и изысканности. Глаз пиршествует, эмоции через край. Сезанн с Гогеном и Матисс с Дереном сами были хулиганы и ниспровергатели, но уж их московские сообщники и последователи живописали от души.
Но это все еще надо было собрать вместе! Приезжая в небольшие города, сразу видишь в местных галереях «бубнововалетцев», - одна, другая, третья картина. Здесь они собраны из полутора десятков музеев, плюс сама Третьяковка и Русский музей, плюс ГМИИ им. Пушкина предоставил полотна тех, кого они считали своими учителями.
И все будто друг с друга стерли пыль времени, показав, кто чего был достоин. Одним - в мировые классики искусства ХХ века, другим – кому в классики советского реализма, как Петру Кончаловскому, кому в эмиграцию, как Михаилу Ларионову. Но здесь-то они еще все вместе, еще начало 1910-х годов, искусство живо, неистово, потрясает не только зрителей, но и самих живописцев, - и ты чувствуешь их напор, радость и желание свернуть горы прежних устоев и правил прекрасного. Как сказал о картине Ильи Машкова его учитель Валентин Серов: «Не живопись, а фонарь». Именно. Собранные в десятке залов более сотни «диких» картин буквально излучают свет.
Это третья и последняя выставка данного проекта. Сначала «Бубновый валет» показали прошлой весной в Монако, знакомя публику с неведомыми ей именами русских художников, показывая, что фигуративная живопись это тоже хорошо, не обязательно салон. Потом выставка переехала в Русский музей Петербурга, где искусство объединения вписывалось в европейский контекст как шаг от Сезанна к авангарду. И, наконец, сейчас в Москве «Бубновый валет» предстал как целостное и законченное явление, где каждый художник и сам по себе гений, да еще получает энергетический заряд от своих друзей, соратников, соседей по музейной стене.
Как сказал, разглядывая картины, певец Дмитрий Маликов: «Теперь я знаю, чем отличается настоящий Машков от того, которого мне пытаются продать». Возможно, другие посетители зайдут в своих познаниях не столь далеко, но, чем отличается настоящая живопись от той, которую им пытаются всучить «народные живописцы» собственных музеев, они поймут вполне.
А если учесть, что выставка «Бубнового валета» находится аккурат между «Пленниками красоты», которые предшествовали нашим героям, и биеннальными «Сообщниками», им радикально последующими, то вся картина искусства за последние сто с лишним лет предстает перед зрителем как на блюдечке. Не упустите момент.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи