Образ жизни художника

Андрей Красулин и Людмила Улицкая

 

вернисаж

Игорь Шевелев

 Андрей Красулин и Людмила Улицкая

Персональная выставка скульптора Андрея Красулина, открывшаяся в Третьяковской галерее на Крымском валу, явление незаурядное. Дело не только в том, что в нее входит более ста скульптур, объектов, инсталляций, графических и живописных работ, созданных автором за последние 30 лет. Они еще и создают на большом пространстве экспозиции интимную ауру, свойственную то ли душе художника, то ли его мастерской, то ли всему окружающему его пространству. Не случайно, выставка так и называется: «Андрей Красулин: образ жизни».

Имя художника, недавно отметившего свое 70-летие, хорошо известно и уважаемо среди его коллег, но не находится на слуху у широкой публики. Он никогда не был ни среди диссидентов, ни, тем более, среди официоза. Отвергая традиционную скульптуру, он словно продвигается вглубь тех привычных, окружающих нас вещей, которые иначе, как хламом, иногда и не назовешь. Именно в них, отвергаемых «глянцевым» взглядом любителей красивостей, он находит какие-то древние, архаичные праформы, среди которых мы живем, их не замечая. В этом смысле, искусство, дизайн это не надуманное приукрашивание жизни, а всего лишь правильное устройство наличных вещей в пространстве.

Как будто бы и ничего особенного не видит зритель на этой выставке, - табуретки, ящики, полки, абстрактные фигурки и сооружения, разрисованные черновые рукописи жены, писательницы Людмилы Улицкой. Только складываются они все вместе в нечто неожиданное, доступное не уму, а созерцанию, - в пространство именно этой, отдельной, ни на кого больше не похожей, уникальной жизни художника. И тогда понимаешь, что вещи это лишь то, что остается от времени. Им надо еще продраться, прорасти в вечность сквозь человека и вместе с ним. А художник - тот, кто наблюдает этот процесс прорастания вещей.

 

Уникальный семейный творческий союз художника Андрей Красулина и писательницы Людмилы Улицкой не мог не вызвать вопросов к ним.

 

РГ - Как творческие люди уживаются в одной семье?

Андрей Красулин – Как-то уживаются. На самом деле, Люся очень важный для меня зритель. Зачастую, первый. Бывает, что и главный.

РГ – Взаимное творчество подпитывает? Не случайно у вас есть офорты черновиков романа Улицкой «Казус Кукоцкого»?

А. К. – Я не делаю иллюстрации. Это была работа с рукописью как с предметом. Мне было все равно, что там написано. Но какое-то взаимодействие, конечно, происходит.

РГ – А как вы относитесь к тому, что она пишет?

А. К. - Хорошо отношусь. Иногда плачу от умиления, от жалости к ее героям. Это в тех случаях, когда она читает написанное вслух, и я оказываюсь ее первым слушателем. Но, конечно, так случается не всегда.

РГ – Вместо слез критика?

А. К. – Бывает. Хотя бы в отношении грамматики. У меня природная грамотность. Иногда это, наверное, ее злит.

РГ – Не тяжело быть мужем знаменитой жены?

А. К. – Да ничего, я уже привык.

 

РГ – Что такое быть супругой творческого человека?

Людмила Улицкая – Это и чрезвычайно тяжело и необычайно важно. У нас очень интересная семья. У меня сын музыкант, Андрей – художник, и я тоже что-то произвожу. Должна сказать, что это замечательно. Мы друг другу не мешаем. Мы друг другу сильно помогаем. Мы друг другу очень нужны. И это меня радует. Хотя не могу сказать, чтобы это было просто, потому что иногда возникают такие экстремальные ситуации, вроде нынешней выставки, когда все бросили свои дела и кинулись помогать ее делать, тем более что Андрей только накануне вышел из больницы, и выставка была сделана практически без него.

РГ – Выставка как раз показывает, что все было не зря?

Л. У. – Думаю, мы не занимаемся пока подведением итогов, поскольку еще не собираемся умирать. Хотя, когда человеку исполняется 70 лет, - а у Андрея как раз был этот юбилей, - это как-то настраивает на подобный итоговый лад. Но на самом деле мы от этой идеи отказываемся. У Андрея есть любимое высказывание, которое я очень в нем ценю. «Я – начинающий художник», - говорит он о себе. И эта его готовность начать что-то заново не с понедельника, а с любой минуты, отбросить все, что наработано, все, что найдено и давно пройдено, - она меня очень радует. Это здорово.

РГ – Не тяжело ему жить со знаменитой женой?

Л. У. – Знаете, я думаю, это для него непросто. Но, по-моему, он хорошо выдерживает это испытание.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи