Пушкин - невыездной

А вот Пушкинский Дом приехал в Москву

 

выставка

Игорь Шевелев

 Шмидт Сигурд Оттович

Приятно отслеживать уникальные, знаковые события. К 100-летию Пушкинского дома часть его бесценного собрания покинула родные стены для показа на выставке в Москве. Примерно 500 экспонатов из более чем 200 тысяч единиц хранения будут выставлены в течение трех месяцев в Музее А. С. Пушкина на Пречистенке. Событие неслыханное. Выставка замечательная.

 

Впрочем, раритеты, связанные с самим Пушкиным, - рукописи и вещи поэта, - Петербург не покинули. Как сказал на открытии выставки директор Пушкинского дома Николай Скатов, «поэт остался невыездным». Это уже традиция, связанная с желанием избежать всяких рисков. Даже на 200-летие со дня рождения ни одна драгоценная реликвия не покинула Пушкинский дом, хотя и было указание начальства «послать что-нибудь в Михайловское».

О масштабе материальной ценности собрания можно судить хотя бы по недавней передаче в Пушкинский дом выкупленной на аукционе в Париже черновой рукописи стихотворения «На холмах Грузии». Некий «крупный российский банк» приобрел ее за 300 тысяч евро. Это притом что в собрании имеется беловая пушкинская рукопись того же стихотворения. Легко сосчитать, сколько стоят 12500 пушкинских листочков, хранящихся там. Не случайно Скатов привел слова некоего бизнесмена, который в ответ на жалобы о бедности пушкинистов посоветовал им продать любую почеркушку поэта и сразу решить все материальные проблемы содержания и охраны сокровищ. Это, конечно, шутка. Не шутка то, что в собрании Института русской литературы (другое название Пушкинского дома) нет не оригиналов, копий, муляжей. Все – подлинное.

Возможность хоть немного прикоснуться к хранящемуся там, дает нынешняя выставка на Пречистенке. Входишь на нее с пресыщенным скепсисом завсегдатая московских зрелищ. Но постепенно волосы буквально встают дыбом. Перед тобой редчайшее прикосновение к подлинности. Кабинет Тургенева, сапоги, сшитые Толстым, евангелие, переписанное от руки царевной Софьей, пряди волос Шиллера и Гете, столешница Куприна из дома в Гатчине с оставленными на ней автографами знакомых, фотографии и рукописи Бунина, Блока, кабинет Писемского, брегет Салтыкова-Щедрина, уголок поэта К. Р. (великого князя Константина Константиновича). Дело даже не в перечислении этих нескольких сот предметов, каждый из которых потрясает, - картина Лермонтова «Предок Лерма», портфель Жуковского, наброски Достоевского к статье о Пушкине, портрет Тургенева работы поэта Полонского, очки Ремизова, пепельница Леонида Андреева, портреты Блока - а то, как они чередуются друг с другом, втягивая зрителя внутрь русской литературы как дела семейного, интимного вот этих живых, присутствующих здесь людей. Ты – внутри.

Нужно, конечно, несколько раз посмотреть эту выставку, чтобы понять, как она сделана. Какими точными, минимальными средствами достигается на небольшом пространстве нескольких зальчиков ощущение безграничности того, что есть русская литература, потрясшая мировую культуру. За стеклом уходящая вдаль перспектива подлинного уголка Пушкинского дома с портретами знакомых поэта, с их рукописями, вещами. Посмертная маска поэта. Рисунок комнаты Анны Керн. Скорбная страдальческая маска Есенина. Фотография Клюева. Взгляд выхватывает одно, другое. И все – прикосновение к нерву. Это чувство нельзя передать словами. Слова – та литература, которая на этой выставке оказывается не кем-то выдуманными томами сочинений, а реальным событием, которое передается от этих людей – нам с вами. Вот они все, живые.

Возникает мысль: если мизерная часть собрания так потрясает, то, что будет, если увидеть все, в сотни раз превосходящее это своими объемами? С вопросом о возможности издания альбомов и каталогов Пушкинского дома я обратился к одному из руководителей «Санкт-Петербургского клуба в Москве» Анатолию Воскресенскому, который оказывает немалую помощь в организации подобных культурных акций.

 

- Идея издания четырехтомного альбома, посвященного раритетам Пушкинского дома, очень интересна, - ответил Анатолий Кириллович. – Конечно, надо будет найти немалые деньги, чтобы издание соответствовало тем богатствам, которые оно описывает и репродуцирует. Но дело того стоит. И думаю, что оно возможно.

 

Остается повторить, что поводом к выставке в Москве послужило 100-летие Пушкинского дома. По поводу этой даты идут споры. Идея «дома корифеев литературы» была намечена еще в 1899 году во время празднования столетия со дня рождения Пушкина. Создать Пушкинский дом было решено в декабре 1905 года. До декабря, вроде бы, нам далеко. Но положение о Пушкинском доме было принято еще позже, в 1907 году. Юбилея не выходит. Но в цифрах ли дело, если они лишь повод к действительно незаурядному событию нашей культурной жизни.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи