Комнаты Мэпплторпа

Шел в одну, попал в другие

 Лин, подруга Мэпплторпа и его фото

выставка

Игорь Шевелев

 

Нынешний арт-сезон в Москве вполне можно назвать «сезоном Мэпплторпа». Только что многие вообще впервые услышали это имя. Покойный американский фотограф Роберт Мэпплторп сперва явился нам стильной выставкой в МДФ и роскошным альбомом, где его агрессивные фотографии ставились в параллель с гравюрами эпохи маньеризма. Тогда многие знатоки говорили, что, мол, да, фотографии хорошие, да только «те самые», скандальные, почему-то не показали. Теперь «весь Мэпплторп» явлен в Stella Art Gallery в Скарятинском переулке недалеко от метро «Баррикадная». Правда, вход в специальную «черную комнату» разрешен только совершеннолетним при предъявлении паспорта. Кроме «общечеловеческих» 28 фотографий в основном зале, можно посмотреть почти четыре десятка работ из трех портфолио “X”, “Y”, “Z”, где «есть всё».

 

Слава Роберта Мэпплторпа (1946-1989) во многом оказалась посмертной. Она, безусловно, связана с активной и умелой деятельностью его Фонда, который непрерывно проводит выставки фотографа в крупнейших городах и галереях мира. В этом смысле, деятельность Фонда Роберта Мэпплторпа может считаться образцовой. В ежедневном интернет-издании по искусству www.Artdaily.com описывается сейчас выставка, проходящая в лондонской Alison Jacques Gallery. Она одна из многих, кочующих по свету.

Другой мощный презентационный ход можно оценить по выставке «Роберт Мэпплторп и классическая традиция. Искусство фотографии и гравюры маньеризма», курируемой Фондом Соломона Гуггенхайма и Эрмитажем. Сначала выдвигается остроумная искусствоведческая концепция, затем издается роскошный альбом, который сам тянет на статус произведения искусства, а затем выставка проезжает через Берлин, Санкт-Петербург, оказываясь в результате на Пречистенке в залах Московского Дома фотографии.

Только что открывшаяся выставка «Комнаты Мэпплторпа» в Stella Art Gallery дополняет вышеназванные экспозиции мощным и окончательным аккордом. Творческий образ фотографа предстает целостным и о какой-либо недоговоренности речи уже не идет.

Скандальное портфолио в нынешней полноте выставлялось только в начале 90-х годов в Брюсселе. Галерея получила от фонда Мэпплторпа эксклюзивное право не только на показ, но и на продажу отдельных фотографий мастера. Агрессивные статуарные изображения обнаженных людей, актов садомазохизма, сексуальных цветов, гениталий произвели много шума четверть века назад, но сегодня, в эпоху порно-интернета, выглядят едва ли не экскурсом в недавнюю «историю идей раскрепощения».

На сайте www.peoples.ru Роберт Мэпплторп характеризуется как культовая фигура и «без сомнения, самый знаменитый гомосексуалист всех времен и народов». Звучит как рекламный слоган торговой марки, чем, без сомнения, является. Характерно, что «раскрутка бренда» началась сразу после смерти фотографа от СПИДа в конце 80-х годов.

Смерть художника, как известно, может стать лучшей его рекламой, главное, не зевать. В 1989-90-х годах выставка фотографий Мэпплторпа проехалась по многим американским штатам, вызывая в части из них ожесточенную критику консервативных политиков. А в штате Огайо полиция арестовала семь работ Мэпплторпа, а заодно и директора выставки. Разразился скандал, подхваченный прессой. Начался судебный процесс, на которой долго и публично выяснялась разница между откровенной порнографией и изящным искусством. Собирались подписи знаменитых художников, что фотографии Мэпплторпа это искусство, а не то, что видит непросвещенная публика, которая «сосредоточившись на непристойности, не замечает дизайна, светотени и композиции». Что фотограф, по сути, затеял интерактивный перформанс, когда зритель, цензурируя то, что ему кажется похабщиной, доказывает, тем самым, что только ее и видит. И так далее.

В итоге, фотограф поистине стал мировой знаменитостью. При жизни ему подобное не снилось. Жесткий, с агрессивно мрачноватым чувством юмора даже по отношению к друзьям и моделям, предпочитающий доводить их при общении, которое не отличал от съемки, до статуарного каления, каковое и фиксировал на пленке, Мэпплторп лично вряд ли годился для такой тонкой рекламной компании. Но, безусловно, и то, что его смерть входила в те правила игры, которые он сам для себя выбрал. Будучи смертельно больным, он сделал свое умирание предметом художественной игры и наблюдения. Его автопортреты последнего года жизни не только контрастируют, но и дополняют образ того молодого мужчины, который публично выставляет на любование свое красивое здоровое тело.

Роберт Мэпплторп недаром посмертно явил образец нынешнего смешения искусства и рекламы. Уже первая выставка 30-летнего мастера, прошедшая сразу в музее Метрополитен, соединила презентацию модного тогда «Поляроида» с шокирующими коллажами порнографических фотографий, позже подхваченных другими фотографами. Мэпплторп работал на глянцевые журналы и при этом будто иллюстрировал философские труды модного тогда Мишеля Фуко. Он нарушал табу и одновременно раздвигал границы политкорректности. Пропагандировал жизнь полную безоглядных удовольствий, показывая при этом «утонченную маньеристскую художественность» тленного умирания, взаимопроникновения жизни и смерти. Заодно давая критикам постмодернистскую возможность соединить свое высокоумное теоретизирование с шокирующе «низким» предметом разглядывания.

Впрочем, нетрудно представить, что в свое время «кабинет Фауста» шокировал людей не меньше нынешних «комнат Мэпплторпа». Интерьеры меняются, но куратор, как может кто-то пошутить, остается все тот же.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи