Досье

Юрий Николаевич Арабов (род. 25. 10. 1954 в Москве). Прозаик, поэт, сценарист. Окончил ВГИК, где уже более 12 лет заведует кафедрой кинодраматургии. Постоянный соавтор режиссера Александра Сокурова, сценарист более десятка его фильмов, лауреат премии Каннского кинофестиваля за сценарий фильма «Телец». Один из организаторов в 1986 году неформального клуба «Поэзия» в Москве. Автор стихотворных и прозаических книг. Лауреат премии им. Аполлона Григорьева за 2003 год за роман «Биг-бит». Лауреат премий «Медный всадник», премии им. Пастернака и других. Произведения Арабова переведены на европейские языки.

 

Для победы экватора нужны полюса.

Юрия Арабова отметили по пастернаковской линии

 Арабов Юрий

премия

Игорь Шевелев

 

Безусловный информационный повод к статье о Юрии Арабове – полученная им в воскресенье премия им. Бориса Пастернака за сценарий многосерийного телефильма по роману «Доктор Живаго». Но поводов говорить о Юрии Николаевиче так много, - тут и 50-летний юбилей, случившийся несколько месяцев назад, и выход сокуровского фильма «Солнце», к которому он писал сценарий, и многосерийные телефильмы по произведениям классиков, которые выйдут в этом году, и новый роман, который скоро будет напечатан в одном из толстых журналов, и старый роман, за который получил авторитетную премию им. Аполлона Григорьева за 2003 год, - что давно, кажется, пора говорить об Арабове без всяких поводов.

Казалось бы, счастливый человек, баловень судьбы, - за что ни берется, во всем добивается успеха. Как сценарист, нашел своего режиссера, с которым сделал более десятка фильмов и продолжает их делать. На очереди, говорят, следующий после «Солнца». Много лет заведует кафедрой киносценариев ВГИКа, так что, можно считать, основатель собственной сценарной школы в счастливые времена, когда труд сценаристов идет нарасхват, как горячие пирожки.

Начав писать стихи в 18-летнем возрасте, оказался у истоков в начале перестройки московского клуба «Поэзия», откуда вышли многие известные сейчас поэты его поколения. И книги прозы, которые пишет в перерывах между сценарной работой, оказываются на слуху, отмечаются премиями, а, главное, всегда неожиданны. То это «Юные годы Данта», то полуреальная история начала эпохи «Битлз» в Англии и СССР, то роман про флагеллантов, средневековой секты «бичующихся», странно пересекающейся с нашими днями. Он пишет публицистику то в «Общей газете», то в «Искусстве кино». Он издает историософскую книгу «Механика судеб», в которой соединяет пути земной истории с небесным промыслом и личными судьбами Наполеона и Пушкина.

Такое впечатление, что Юрий Арабов всегда делает только то, что хочет, и везде добивается успеха и признания именно потому, что не стремится к ним. То есть это как бы двойной успех, нечаянный и вдвойне ненавистный критикам, негодующим на легковесность, стёб, иронию, неправильную трактовку. Вспоминаю, как на днях коллега «поливал» новый фильм о Чайковском, снятый по арабовскому сценарию, где, тот якобы низвел гения до своего ничтожного уровня. Хотя, вроде бы, не секрет, что Петр Ильич, действительно, был в быту не самым легким и простым для окружающих человеком, чему оставлено много свидетельств, включая собственноручные дневники Чайковского. Почему-то на таком вот парадоксальном несовпадении и рождаются гениальные произведения. Можно ли повредить им, рассказав неприятную правду о создавшем их человеке?

 

«При главном, сомнительном пусть, условии,

что едет лишь поезд, а ты погружен в суесловие.

Просто куда-то ехать, в неподвижности до истомы –

свойство нашего времени, и я испытал его сломы.

Просто куда-то ехать с места Пустое в город Порожнее,

скрывая в ладони сжатой растаявшее мороженое» (Юрий Арабов)

 

Чем больше Арабов делает, тем больше, как всякий творец, раздражает. В этом смысле, ему ли не понять тех, о ком он пишет. Раздражает и растаявшим в ладони мороженым, и тем, что едет куда-то на поезде, который называется временем, и при этом не вещает нам о пункте назначения в позе самозванного судии и засланца вечности. И Ленина показал больным и увечным, и над Гитлером не очень изгалялся, и о битлах написал так, словно был рядом с ними на записи «Вечера трудного дня» в студии. И пишет то и так, что и как хочет, а не как принято и чего от него ждут. Какой-то гуляка праздный. И фигляр презренный, что пародией бесчестит Алигьери. Того и гляди, дождется своего Сальери. Уж не слишком ли много премий огребает?

Когда-то в разговоре Арабов заметил, что созданные им биографические фильмы зачастую случайны, - режиссер предложил, и он, сценарист, «работник наемного труда», взялся за это дело. И на самом деле его больше волнует судьба не гения, а тех обычных людей, которые вынуждены жить рядом с гением. Именно они тянут гения на своей шкуре, расплачиваясь за его вклад в мировую культуру. Гений свое получает, - и славой, и минутами высшей гармонии. А ближний, которому достается общество этого подлеца и себялюбца, ничего, кроме него, не видит. И сюжеты своих сценариев о великих деятелях Юрий Арабов строит через судьбы этих «овец на заклание», живущих рядом с гениями. Как бы воздавая должное всем «неизвестным солдатам» истории.

Сейчас Арабов получил пастернаковскую премию за сценарий многосерийного фильма «Доктор Живаго», который, между прочим, никто не видел, потому что тот еще не снят. В отличие, от старого американского фильма с Омаром Шарифом и более нового английского, сценарист попробовал вычленить из романа драматическое действие и на нем построить будущий фильм, кое-что даже дописав. Одной красивой музыкой и трепещущими листочками березы поэзию Пастернака русскому зрителю вряд ли передашь. И премия только раззадорит будущих критиков, которые будут потом кричать об измывании над «дописанным» классиком. Но кому как не поэту видеть, что роман «Доктор Живаго» это одно большое стихотворение. Тонкая духовная материя, где душа автора переплетена с историей эпохи, и кино, а, тем более, телевидение не приспособлено для передачи подобной литературы.

Когда-то в книге «Механика судеб» Юрий Николаевич Арабов попытался вычленить по законам драматургического мастерства бытие Божие. Бытие Того, кто пишет сценарии земной драмы. Софокл, Шекспир, Господь Бог, - все они пользуются причинно-следственной связью драматургии. И если знать законы движения пули, то можно попробовать отклонить направленную на тебя ее траекторию. Оставаясь, тем не менее, собой, не пожертвовав ни лицом, ни судьбой.

 

 «Побеждает экватор, полюса постигает крах.

Северный, - как луна… Южный почти безлюден.

В черном небе размазан чей-то блестящий прах.

В океан вмерзают осколки лихих посудин

со стола путешествий и тайн четырех стихий,

«Пионера» - подлодки, «Титаника»… Выиграет только пеший.

Голова Доуэля сочиняет в уме стихи,

но не запишет и темечко не почешет». (Юрий Арабов)

 

Юрий Арабов живет в творческой среде, которую сам формирует. Он свободен делать то, что хочет, потому что отвечает сразу за все, - за себя, в первую очередь.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи