Весь Шагал
Объехав мир, художник вернулся на родину
вернисаж
Игорь Шевелев
Продолжается серия выдающихся выставок, открывающихся в Москве. Вслед за вернисажем российско-итальянской выставки в Музее изобразительных искусств им. Пушкина пришло время выставки российско-французской. Именно так можно расценить развернутую с сегодняшнего дня в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке экспозицию произведений Марка Шагала «Здравствуй, Родина!»
На ее открытии директор Третьяковки г-н Родионов заявил, что «такой выставки у нас не было давно. Пожалуй, никогда». Творчество витебского уроженца Марка Шагала (1887-1985) представлено в необычайной полноте. Многие еще помнят первую выставку Шагала в ГТГ, которая прошла в 1973 году, сделав имя знаменитого во всем мире живописца легальным и на своей родине. На нее после полувека эмиграции впервые приехал и сам художник, подарив, кстати, музею ту работу, которая стала заглавной для нынешней выставки, - изогнутая вокруг светила акробатическая фигурка юноши с букетом цветов. После чего работы художника, хранящиеся в музейных запасниках в СССР, были оттуда вынуты и продемонстрированы зрителю. Небольшие зальчики музея не смогли тогда вместить толпы желающих взглянуть на собственноручно раскрашенные автором литографии.
Нынешняя выставка перекликается с той, давней, лишь своей знаковостью. Сейчас в больших залах двух этажей Инженерного корпуса можно увидеть едва ли не большинство главных работ Марка Шагала, представляющих все основные периоды его долгого и счастливого творческого пути.
Почти две сотни живописных, графических, акварельных работ, гравюры разных лет предоставлены не только отечественными собраниями. Несколько десятков работ привезены из частных и государственных коллекций Франции. Почти тридцать предоставил Центр искусств им. Помпиду в Париже. Причем это поистине этапные работы в творчестве Шагала – от «Свадьбы» и «России, ослам и другим», написанных в начале 1910-х годов, до «Ангела с палитрой» и знаменитого триптиха «Сопротивление. Возрождение. Освобождения» - выдающихся произведений «парижского периода».
Выставка готовилась три года, и французская сторона предоставила Третьяковке едва ли не карт-бланш в выборе работ для нее. Сегодня перед нами, действительно, полноценное возвращение Шагала в Россию. Некоторые важные грани его творчества были нам практически не знакомы. В первую очередь, это касается живописи и графики, посвященной библейской теме. Безусловно, эти картины нельзя назвать иллюстрациями к Библии, как бы иногда не хотелось сказать именно так, - суровый Бог Ветхого завета запрещает изображение человеческих лиц. Нет, это диалог современного художника с вечными библейскими сюжетами и нравственными истинами, в них выраженными.
О доброжелательстве французской стороны говорит и приезд из Национального музея «Библейское послание Марка Шагала» в Ницце восьми первоклассных гуашей и уникального трехметрового полотна «Авраам и три ангела», никогда прежде не покидавшего его стен. Именно так завещал сам художник: эти картины никогда не должны покидать музей. Однако директор музея в Ницце г-н Жан-Мишель Форе уверен, что Шагал не возражал бы против демонстрации этой картины в России, «по месту своего духовного рождения». Дело в том, что сюжет, изображенный на полотне – привычная нам иконописная «Троица». И для французов нет сомнений, что работа художника навеяна именно ею.
Нет сомнений и в том, что подобная выставка не состоялась бы, в первую очередь, без желания и вдохновенной помощи членов семьи Шагала. Для приехавших на открытие внучек художника, Мерет и Беллы Мейер, Россия – это загадочная и таинственная страна, питавшая все творчество их великого деда. Практически каждый зал выставки Шагала «Здравствуй, Родина!» устроен по-своему. Тут и картины, сделанные к постановкам еврейского театра, причем сама экспозиция – театральна и хореографична. Есть отдельный «графический кабинет», где произведения из ГМИИ и частных собраний Франции дополнены ранними, практически неизвестными у нас рисунками Шагала. Есть работы периода начала первой мировой войны и времен «художественного комиссарства» в Витебске 1918 года. Зал ранних работ, среди которых не может не выделяться прежде не виденная нами «Желтая комната» из фонда Бейелер в Швейцарии. Далее зритель переходит в зал, отражающий парижский этап творчества. Отдельный зал, как сказано, посвящен библейской тематике.
Жизнь Марка Захаровича Шагала была долгой. Он повидал весь мир. Но роль для него и его творчества – Витебска известна всем. Счастливо найдя для себя Париж, он называл его своим «вторым Витебском». «Третьим Витебском» стал городок Сан-Поль-де-Ванс на Лазурном берегу, где прошли последние 19 лет его творчества. Нынешняя выставка открывает органическое единство всех лет и периодов художественной работы великого мастера.
Марк Шагал считается едва ли не самым востребованным художником ХХ века во всем мире. Его большие выставки с успехом прошли в парижском Гранд Пале, в Сан-Франциско, в Японии. Для России это, безусловно, первый показ творчества этого художника в таком масштабе. Выставка в Третьяковке продлится до 29 мая, а затем переедет в Русский музей в Санкт-Петербурге.
Нельзя, конечно, не отметить специально подготовленный к выставке каталог на русском и английском языках, причем, английская версия, которая разойдется по всему миру, была специально профинансирована фондом Марка Шагала. На самом деле, перед нами роскошный альбом. Это - самое полное издание о Марке Шагале, вышедшее в России. Кроме статей российских и зарубежных специалистов о творчестве художника, в него входит более шестисот репродукций картин, более сотни фотографий из семейного архива, которые сопровождают развернутую историю жизни Марка Захаровича Шагала. В общем, все удалось.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи