Ностальгия по 60-м
Театральная выставка Михаила Ромадина
вернисаж
Игорь Шевелев
В филиале Бахрушинского музея на Малой Ордынке открылась выставка народного художника России Михаила Ромадина «Ностальгия по театру». Тихие залы особняка дома-музея А. Н. Островского в старом московском районе лучше всего подходят для ностальгии по молодым годам «бури и натиска», связанным с расцветом молодого российского кино, джаза, литературы, театра.
Михаил Николаевич Ромадин, который в апреле будет праздновать свое 65-летие, родился в семье известного советского пейзажиста, академика живописи Николая Ромадина. Подхваченный ветром перемен, символом которых стал ВГИК, где он учился в конце 50-х – начале 60-х годов, Ромадин рассорился с отцом, ушел из дома, жил с молодой женой буквально в курятнике, на сеновале, снимая дом в Перловке под Москвой. Так отстаивал свое право на абстракционизм, сюрреализм, на джаз, на дружбу с Андреем Тарковским, Геннадием Шпаликовым, Андроном Кончаловским. Чуть позже он будет художником фильмов «Первый учитель», «История Аси Клячиной», «Дворянское гнездо», «Солярис», придумает летательный аппарат для фильма «Андрей Рублев».
Театральные работы, представленные на выставке, предшествуют этим годам. Многие из них сделаны во время учебы в мастерской Григория Козинцева. Почти все постановки так и не состоялись. Оно и понятно. Чего стоят только коллажи к спектаклю «Теркин на том свете» Твардовского, готовящегося в театре Сатиры в 1969 году, на которых музейный скелет допотопного животного имеет ленинскую голову. Остальное примерно в том же ключе.
На открытии выставки сам Ромадин вспоминал те годы, когда любимым искусством надо было заниматься буквально в подполье, с юмором. Увидь профессора эти работы, - романтические ню, коллажи с рецепциями русской иконы и Брейгеля, сюрреализм, о котором, впрочем, не знал, - вылетел бы из института в момент. Театральный темперамент Михаила Ромадина, о котором чуть позже напишет Андрей Тарковский, оказался загнан внутрь. В годы застоя художник занимался иллюстрацией, в первые годы после перестройки – активный участник международных выставок в Париже, в женевском дворце Наций, в ООН, на форуме в Давосе, в Испании, в США, во множестве других стран.
Теперь художник достал эти старые работы с антресолей, взял из частных собраний и сам подивился, насколько их фантастический реализм не отражает серую послесталинскую жизнь того времени. Или отражает ее подспудную невероятную для тех, кто тогда не жил, тягу к свободе, которую вполне заменяла любовь к Босху и Паоло Учелло.
Живопись, графика, эскизы костюмов, эротические ню, рисунки к «Фаусту», «Уленшпигелю» и балетам Родиона Щедрина, - на выставке вполне представлен этот период «московской весны», преддверья «пражской», уничтоженной заодно с нею. Что-то не успело войти в эту экспозицию, организованную Фондом балетного искусства им. Галины Шейн. Нет, например, портрета 14-летней Марианны Вертинской, которая, впрочем, лично присутствовала на открытии. Зато остался дух того времени.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи