Философия шляпы

Что у человека в голове, то и на голове

 Бартенев и Виолетта Литвинова в шляпах

вернисаж

Игорь Шевелев

 

Итальянцы поспели вовремя. Пусть весна в России пока что только на календаре, зато восьмое марта на носу. Выставка «Шляпа и творчество» в центре современного искусства М’АРС пришлась как ложка к обеду, как ловкий головной убор на пригожую головку.

 

Это еще один проект в рамках «Года Италии в России» и, надо признать, не из последних. Зачинщиком выступила Тоскана, - центр шляпного производства Италии. У них есть даже консорциум с поэтическим названием «Шляпа Флоренции». Впрочем свои шедевры представили не только итальянские мастера, но и француз Ален Боннфуа, американец Эдвард Джобби, латышка, живущая в Италии, Лолита Тимофеева, Хсяо Чин из Китая, О Синг-Йун из Кореи, японец Масато Янагисава и так далее. С российской стороны экспозицию подкрепили известные дизайнеры Ирина Гафина и Виолетта Литвинова.

На открытии выставки не только участники, но и гости подавали себя в лучшем шляпном виде. Валерий Сюткин, Андрей Бартенев, Александр Гафин, Оксана Ярмольник, Инна Соловьева, мама знаменитого шоумена, а также многочисленные итальянские гости умело выступали то в роли самоценного экспоната, то, как ценители более хрупкой женской красоты.

Нельзя было не поинтересоваться у экспертов их мнением по поводу философии шляпы.

 

прямая речь

Ирина Гафина, модельер, жена банкира

- Шляпка это соблазнительное женское украшение, которое невероятно изменяет женщину. Женский образ меняется совершенно: другое выражение лица, другая осанка. Шляпка предполагает прямую спину. Когда надеваешь шляпку, сразу хочется поднять подбородок вверх. За четыре года, что я занимаюсь ими, я сделала, наверное, уже штук пятьсот. С коммерческой точки зрения лучше всего идут бейсболки. Шляпы у нас еще не очень-то носят, но, я надеюсь, что в ближайшем будущем начнут.

 

Андрей Бартенев, художник, артист-экстремал

- Для меня шляпа – это вторая, третья, четвертая голова. Или вторая, третья, четвертая ступень моего тела, которая при отлете моем в стратосферу, где-то там отваливается. Я делаю не шляпы, а скафандры для своих космических путешествий.

 

Виолетта Литвинова, модельер, дизайнер

- Для меня шляпки это образ жизни, это 15 лет творческой деятельности. А вообще это, конечно, образ мысли, ощущение себя в этом мире и, безусловно, статус владельца, как это всегда было исторически. Шляпа это не только функциональная вещь, которая спасает нас от холода или жары. Она еще всегда выделяет человека из толпы, из окружающего предметного мира. Это тот аксессуар в одежде, которая позволяет женщине быть ни на кого не похожей. Свои шляпки я всегда стараюсь сделать утонченными. Это продолжение некоего внутреннего состояния, устремления вперед. Я стараюсь всегда придумывать новое. Мне не хочется тиражировать то, что было, повторять даже собственные работы. Сама я сделала, наверное, больше тысячи шляп. Хотя есть разные вещи, - есть тиражные, есть авторские, в единственном экземпляре, которые и представлены на выставке. В моей собственной коллекции почти триста вещей. Это не только мои собственные, но и исторические вещи, которые я коллекционирую как любой художник: они во многом питают мое собственное творчество. Сначала я создавала коллекции одежды и делала шляпки именно для них. Потом уже стала погружаться в их изготовление как в самоценный творческий процесс. Люди, которые коллекционируют мои шляпы живут, как это ни печально, в основном, за границей, - в Англии, Франции, Японии. Как я говорю, для того, чтобы носить шляпы, надо иметь открытое сознание, то есть уметь воспринимать новое, быть готовым к жизненному эксперименту.

 

Лолита Тимофеева, художница, живет в Италии

- Сначала человек надевает шляпу, чтобы представить себя окружающим. Это наша внешняя сторона, - то, какими мы хотим быть, к чему стремимся. Сейчас я испытала это, надев шляпу на себя: шляпа дисциплинирует, ты знаешь, что на тебя смотрят, надо держать спину прямой. Для женщины это большое подспорье. Потом оказывается, что на голове – то, что и в голове: мысли. Человек выбирает шляпу в зависимости от своих эстетических и умственных способностей. Связь головного убора с мыслями и менталитетом человека несомненна.

 

Джулиано Гелли, итальянский художник

- В Тоскане, откуда я родом, художники всегда сотрудничали с ремесленниками. Сначала я написал картину к этой выставке, теперь хочу и сам создать шляпу. Шляпы, как предмет искусства, существовали всегда. Сегодня я видел картины Мане в музее им. Пушкина и еще раз убедился в этом. Тема шляпы открывает совершенно невероятные возможности для проявления фантазии.

 

Маурицио Ванни, куратор выставки

- Заставить художника сделать что-то на определенную тему это значит заставить его прислушаться к своей душе и работать на эмоциях. Моя задача, как искусствоведа, передать зрителю эти эмоции. Выставка, проходящая в России, была бы неполной без участия русских стилистов, дополняющих общую картину. Здесь большая традиция моды, и приглашение Ирины Гафиной и Виолетты Литвиновой в качестве участниц, подчеркивает это. Выставка получилась очень темпераментной, потому что русский народ эмоционален.

 

Наталья Косолапова, директор центра современного искусства М’АРС

- Идея проведения этой выставки возникала у Маурицио Ванни. Идея великолепная, поскольку шляпа это не просто предмет. Шляпа – это символ, это стимул. Ты надеваешь шляпу и чувствуешь себя дамой. Хочется прекрасно выглядеть, распрямить спину, улыбаться, быть сдержанной, красивой, забыть обо всех своих обычных проблемах. Для меня это так.

 

Выставка шляп и картин в центре современного искусства «М’АРС» продлится до 7 марта.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи