Изменить жизнь к лучшему

В Москве случилась главная европейская выставка дизайна

 Диксон Том, английский дизайнер

экспозиция

Игорь Шевелев

 

Одна моя креативная знакомая мечтает разбогатеть, найти нового мужа, профессию, работу, квартиру, и обставить все это так, чтобы перед людьми не было стыдно. По весне она обуреваема идеями как авитаминозом. Начала с того, что пошла на выставку «100% дизайн», которая прошла в Гостином дворе. Это – ведущая европейская выставка современного интерьерного дизайна, добравшаяся уже второй раз и до России.

 

Дизайн сегодня - главное искусство, поставщик новых форм, идей, подходов к изменению жизненной среды. Движение новой России в будущее началось с деформации привычного уклада. Это раскололо общество больше, чем годовой доход и полученное образование. Сегодня люди делятся на тех, кто принимает новое с восторгом, - и на всех остальных. Первые, как правило, молодые люди. Иногда кажется, что Россия как океанский лайнер, попавший в водоворот эпохи. Пока корма тонет, нос корабля на всех парах движется в сторону лучшего будущего. Там, на носу, как раз и наслаждаются дизайном и разглядывают журналы про дизайн. Подобное было даже на выставке: одновременно смотришь экспонаты, и - журналы и каталоги, эти экспонаты демонстрирующие на отличной бумаге и в нужном ракурсе.

Количество роскошных глянцевых изданий, посвященных оформлению интерьеров, мебели, осветительных приборов растет день ото дня. Чаще это ответвления зарубежных издательских домов, которые таким образом продвигают не только современные идеи дизайна, но и фирмы, ими оперирующие. Что не удивительно, - российский рынок представляется со стороны практически безграничным. Отечественные же мастера творят свое, одновременно впитывая мировой опыт.

Не случайно выставка «100% дизайн» включала не только демонстрацию авангардных стилей дизайна интерьеров и мебели, архитектуры, ковров, тканей, картин и предметов декора, но и - семинары с участием крупнейших британских дизайнеров, конкурсы российских мастеров и художников. Можно было заметить, как в проводимых мастер-классах французские декораторы боролись за влияние на умы и руки наших художников с дизайнерами, представляемыми Британским Советом, с родины которого и пришел оригинал этой выставки.

Обучение проходило на фоне реальных достижений. Выставка состояла из того, что принято называть инсталляциями. Если в музеях, пусть даже и современного искусства, они, на традиционный взгляд, смотрятся достаточно диковато, то в Гостином дворе инсталляции, безусловно, были на своем месте. А то, что предмет искусства ныне слит с профессиональным и даже ремесленным мастерством, так это здорово.

Из звездных гостей выставки самым знаменитым был 46-летний Том Диксон, награжденный несколько лет назад орденом Британской Империи за достижения в области развития дизайна. Вообще же зрителю оказалось доступно множество поразительных вещей – от двухметровой осветительной спирали, на которую проецировались SMS-сообщения с вашего мобильного телефона до мини-поля для игры в гольф, от тепловых поверхностей, сохраняющих зеленые следы ваших ладоней, до роскошных белых роялей с пианисткой в нагрузку и поразительных по удобству кресел, сделанных непонятно из чего.

Нынешние классики мирового дизайна считают, что будущее за участием самих потребителей в производстве нужных им вещей. То есть главное это производство не столько предметов, сколько той творческой среды, входя в которую, ты продуцируешь своим телом то, что подходит одному тебе. Нынешний авангард не в том, чтобы сделать нечто невиданное, - это вряд ли удастся, поскольку все уже было, - а в установлении гармонических связей между тем, что есть, и теми, кто готов всем этим пользоваться.

В свободное от подобных размышлений время зрители на выставке разглядывали себя и мир в череде выпуклых шаров и поверхностей, гадали, на чем держится висящий в воздухе кран, из которого бьет струя воды, надо ли им собирать деньги на голубой ковер с изображением евро, и как может пригодиться то, что выставлено на стенде «Подарки главам государств», охраняемом фанерным солдатом в российской военной форме.

Дизайн лишен предрассудков. Это всего лишь форма нашего присутствия в мире. От скульптурной Троицы и икон до разной формы и вида стульев, расставленных в нишах чего-то похожего на Колизей, - все сделано под наш вкус и цвет. А моя знакомая, с которой я начал рассказ, посмотрев то, что было в Гостином дворе, твердо собралась съездить летом в Лондон, чтобы посмотреть там оригинал выставки «100% дизайн», которая, говорят, в десять раз больше московской и никак не адаптирована к российским условиям.

А там, глядишь, все и получится.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи