Визуальные наслаждения
Два месяца с лучшими мировыми фотографами
событие
Игорь Шевелев
К тому, что устраивает каждый год в Москве Ольга Свиблова, трудно привыкнуть. Без громких предварительных заявлений мы оказываемся на пару месяцев столицей мировой фотографии. С каждым годом взятый с самого начала высокий уровень приглашенных авторов не просто подтверждается, но планка поднимается еще выше.
Шесть десятков проектов на двадцати крупнейших выставочных площадках столицы. Жан-Поль Готье и Сара Мун, Джоэль Питер Уиткин и Мива Янаги, фотографы всех модных журналов и русский китч, Бари Алибасов и Игорь Мухин – быть фотографом становится не просто модно, а очень модно. Человек с фотоаппаратом – это стиль, как когда-то в 20-е годы, после революции. Фотографии Родченко того времени, запечатлевшие стильных людей своего круга – от Александра Довженко до Владимира Маяковского, будут на фестивале соседствовать рядом с новым неофициальным китайским видео, скандальные фотографии Мамышева-Монро со съемкой событий вокруг фильма «4» Ильи Хржановского, а французская мода 1920-30-х годов из собрания Александра Васильева с фотографиями Испании 1950-х из Национального музея искусств королевы Софии в Мадриде.
Самое поразительное, что это всего лишь малая часть из того, что окажется представленным в Новом Манеже и Петровском пассаже, Московском доме фотографии и церетелевских музеях современного искусства, ГУМе, Музее современной истории на Тверской и многих других площадках. По словам бессменной устроительницы фестивалей Ольги Свибловой за десять лет проведения их авторитет в мире стал почти безукоризненным. Лучшие американские и европейские мастера выстроились в очередь на участие. Судя по результату, так оно и есть. Теперь главной проблемой становится создание из шестидесяти выставок единого действа, отражающего то, что заявлено в названии фестиваля, - моду и стиль именно этого, 2005 года. Об итогах можно будет судить только по ходу разворачивающегося действа, в котором публика и ее реакция на происходящее значит не меньше, нежели висящие по стенам произведения и отвечающие на вопросы их авторы. В рамках фестиваля, между прочим, проходят и мастер-классы классиков мировой фотографии с приглашением на них всех желающих.
Перед нами пример, - для одних утешительный, для других соблазнительно раздражительный, - того, сколько может сделать один человек, начав практически с нуля. О нечеловеческой энергии Свибловой может судить любой, кто увидит ее хотя бы раз – в жизни или по телевидению, это неважно. Сделать участие в фестивале престижным для лучших фотомастеров мира, найти спонсоров и выстроить их в еще одну очередь, приучить саму московскую публику, что есть, оказывается, такое искусство фотографии, едва ли не важнейшее для современной технологической культуры, - это надо было суметь.
Как и любой фестиваль, «Мода и стиль в фотографии» состоит из премьер, о каждой из которых надо писать отдельно. Не теряя при этом из виду целое. Так что, до встречи.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи