Быть фотографом стильно

![endif]-->

Россия такая большая страна, что многие новости здесь узнают спустя годы, а чаще вообще из учебника истории. О Московском международном фестивале «Мода и стиль в фотографии», который Ольга Свиблова устраивает по очереди с фотобиеннале, многие рядовые граждане не знают, хотя он проводится уже в четвертый раз, насчитывает едва ли не десять лет существования и привлекает крупнейших фотографов со всего мира.
Начав это дело буквально с нуля, с 20 тысячами долларов бюджета и  двумя помощниками, Ольга Свиблова ныне развертывает порядка шестидесяти выставок на двух десятках крупнейших площадок – от собственного Дома фотографии, галерей и музеев современного искусства Церетели до ГУМа, Петровского пассажа, музея современной истории, Нового Манежа, Фотоцентра и множества художественных галерей Москвы.
Только краткое перечисление выставок занимает приличной толщины каталог. Классики современной мировой фотографии, такие, как Хорст П. Хорст, Сара Мун, Джоэл-Питер Уиткин и Марк Рибу соседствуют с легендарным календарем Pirelli за последние сорок лет и французской модой 1950-60-х из собрания Александра Васильева, а стильные люди круга Александра Родченко 1930-х годов с нынешними «лицами НТВ» молодого, но опытного Владимира Мишукова и выставкой немолодого, но умело начинающего Бари Алибасова.
В общем, главная проблема, стоящая перед Ольгой Свибловой и организаторами фестиваля «Мода и стиль в фотографии», это то, как объединить полюса современного фотоискусства. Постмодернистский полюс сочетается с любовью к ретро в портретах голливудских звезд, а советский китч и постановочные фотографии 1960-х годов – с представлением Жан-Поля Готье и нынешних российских хулиганов-звезд типа Олега Кулика и Владислава Мамышева-Монро, который умудрился на открытии выставки в Новом Манеже прилюдно помочиться перед портретом Майкла Джексона из французского национального фонда современного искусства.
Понятно, что и обозревать все это множество совершенно разнородных и эксклюзивно выстроенных экспозиций надо было бы подряд и практически до бесконечности. Если бы сами организаторы не пошли навстречу зрителю, выявив некую основную тему именно этого фестиваля 2005 года. Ее тематическим фокусом является – «кино как жизнь и жизнь как кино».
Это и есть философия современного момента. Остановленный кадр, которым человек как бы извлекает себя из реальности, тут же возвращаясь в нее пинг-понговым шариком удвоения в собственном сознании и в некоем коллективном мифе, почерпнутом из кинематографических образов.
Проще всего зафиксировать, что теме кино посвящены выставки о съемках фильмов про Джеймса Бонда или фильма «4» Ильи Хржановского, персональные экспозиции Вилли Риццо и Анджело Фронтони, представившие галерею звезд мирового кинематографа ХХ века. Не говоря уже о выставке портретов голливудских и «болливудских» кинозвезд.
Но речь идет и о более широком контексте, когда творчество современного художника, да и сама его жизнь, воспринимаются как некий фильм, разворачивающийся во времени и для специального зрителя. В конце концов, сам творец начинает себя воспринимать как внешний объект, существующий лишь в восприятии других. Отсюда и необходимость резких, шокирующих, радикальных жестов, позволяющих ему сфокусировать внимание на себе, вырваться из толпы невнятных человеческих подобий городской толпы, стать пусть и симулякром, но с большой буквы фамилии или псевдонима.
Философская идея, определяющая главную тему фотофестиваля, явно идет ему на пользу. В интервью Ольга Свиблова призналась, что структурным образцом своих всеобъемлющих акций взяла десять лет назад те крупнейшие мировые фестивали, посвященные фотографии моды, которые ныне уже прекратили свое существование. Ее же фестиваль не просто продолжает жить, но и развивается, привлекая лучших фотографов всего мира, новых спонсоров, а также поддержку не только правительства Москвы, но и государственных учреждений Франции, Германии, США, Испании, Нидерландов, Италии, Финляндии и других стран, - именно из-за концептуальной широты своего подхода.
Понятие стиля шире моды. Оно охватывает все стороны нашей жизни. В частности, новые технологии. Интерес фотопроизводителей к подобному фестивалю понятен. Но в число спонсоров включились и производители мобильной связи. Мы помним, сколько споров и недоверия вызывала в свое время цифровая технология фотосъемки. Сегодня она практически вытеснила традиционную, которая использует фотопленку. Следующий шаг мы видим в наши дни, когда все больше людей делают фотоснимки с помощью мобильных телефонов.
И тут же в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии’2005» проходит выставка «Актуальная мобилография», в которой участвуют такие звезды современного российского искусства как Андрей Бартенев, Франциско Инфанте, Игорь Макаревич, Сергей Шутов, Семен Файбисович и другие. И проходить она будет не где-нибудь, а в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке. Власть, деньги, технология, искусство – вот составляющие нынешнего художественного процесса.
Другими словами, Московский международный фестиваль фиксирует не только стилевые, но и технологические новинки в функционировании современного искусства. Одно с другим связано неотрывно. Не случайно сам Московский дом фотографии, созданный Ольгой Свибловой, понемногу превращается в мультимедийный центр современного искусства. И уже кино, фотография, видео вкупе с классическими жанрами, впитавшими в себя всю предшествующую историю искусств, готовят новый культурный взрыв, свидетелями и участниками которого мы вскоре можем стать.
Если, конечно, слишком плотно занятые текущими бытовыми проблемами, не узнаем о нем лишь из будущих учебников истории. Чтобы этого не случилось, очень рекомендую походить по вышеперечисленным выставкам и залам, поскольку Московский международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии ’2005»  продлится почти весь апрель, а отдельными местами и до середины мая.

17 марта 2005, 16:33

Игорь Шевелев

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи