Последний день Помпеи
Библиотечное сообщество решило присоединиться к театральному
реформа
Игорь Шевелев
Пока ведутся дискуссии, победит рынок культуру или будет совсем наоборот, можно ждать, что в спор о том, у кого сыр больше, вмешается, как и было в русской сказке, третья сила, оставив обе предыдущие в недоумении. Кажется, такой вывод можно сделать из научно-практического семинара «Правительственная реформа в культурной сфере (библиотеки, музеи, театры, архивные учреждения), которая прошла накануне в Российской государственной библиотеке (бывшей Ленинке).
Кроме РГБ, семинар проводил небезызвестный фонд «Прагматика культуры», который в лице своего создателя Александра Долгина, уже несколько лет пытается понять, как культура сопрягается с экономикой, и куда этот тандем может завести.
Хотя половина заявленных выступавших не пришла, а пришедший Михаил Швыдкой, сделав краткое заявление, ушел в Большой театр на прогон оперы Десятникова и Сорокина «Дети Розенталя», чтобы вместе с депутатами проверять ее на предмет порнографии и прочих пакостей, даже из сказанного им и другими можно было сделать достаточно пессимистические выводы.
Михаил Ефимович, как лицо компетентное и информированное, заверил, что обсуждения объявленной реформы в сфере культуры будут идти не бесконечно. Уже скоро в нашей жизни произойдут стремительные изменения.
Дело не в том, что по поводу этих реформ звучат разные мнения и порой из одних и тех же уст. Например, Константин Райкин, с одной стороны, против соединения рынка с высоким искусством, а, с другой, объявляет о готовности приватизировать свой театр. Неужели, задал Швыдкой риторический вопрос, он думает, что приватизированный театр будет существовать в нынешнем режиме?
Предлагаемая властью дилемма проста. Либо учреждение культуры переводится на жесткий бюджетный режим, и все внебюджетные источники аннулируются. Либо оно выходит из-под государственной опеки и пускается на волю рыночных волн.
Швыдкой же рассказал, что будет в обоих случаях. Если учреждение культуры захочет стать рыночным, то практически сразу оно окажется банкротом и будет выставлено на торге. Особенно, если находится в центре города, имеет хорошее здание и является лакомым кусочком. Ибо скоро будут введены «реальные налоги» на недвижимость и прочие материальные прелести, и пережить их учреждению культуры не удастся. Чай, не казино, не банк и не строительная корпорация. А льготы кому бы то ни было налоговым кодексом не предусмотрены.
Если же учреждение перейдет под жесткий бюджетный контроль, то и тут его ждет крах. Ибо отсекаются внебюджетные доходы, которые, как правило, идут на поддержание пусть нищенской, но возможной для биологической жизни зарплаты. Тот же Samsung на крыше РГБ приносит, худо-бедно, 11 процентов к нынешнему бюджету. Так этого ничего не будет. А будет та «реальная зарплата» сотрудникам, на которую не будет желающих.
Остальное обсуждение можно было считать философским гарниром к основному блюду. Вроде того, что культура была и будет всегда, а рынок нет, что надо уметь влиять на власть и бизнес, как прежде влияли на обкомы и инструкторов по гражданской обороне, слушая одно, а имея в виду другое. Были ссылки на опыт других стран, где бизнесмены ездят на велосипедах, а выручку сдают на театры и библиотеки. Было возражение, что между нами и «ими» - цивилизационный (не культурный!) разрыв. И все это благие пожелания, как, например, совет власти не воровать. И надо быть готовым к тому, что в России нет законов, кроме физических. А те говорят, что «природа не терпит пустоты», и если не будет культуры, то будет нечто иное.
Кто-то восклицал: «а где закон о меценатстве, о творческом союзе»? Нет их. А, стало быть, все попытки сбросить культуру с государственных плеч так и останутся разговорами. Кто-то предлагал сначала посчитать стоимость одной книговыдачи. Мол, англичане вычислили, что фунт, вложенный в библиотеки, приносит обществу 4,5 фунта.
Наконец, решили, что театральное сообщество, объединившись и выступив за свои права, выбило себе преференции перед библиотеками, музеями, архивами, образовательными учреждениями. И если последние «ситуационно не оформят своего протестующего голоса», то пиши пропало.
Дело даже не в том, что подобные
семинары и круглые столы предполагают
долгие разговоры обо всем сразу. Просто на
пожаре, который скоро охватит
вышеперечисленные организации и сферы,
вести умные разговоры столь же неуместно,
как профессионально петь оперы на тонущем
корабле в фильме Феллини. Хотя, в общем-то,
и красиво, и даже трогательно. И кино
хорошее.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи