Он больше, чем икона. Он – человек.

Жан-Поль Готье по русскому обычаю разбил рюмку водки о Красную площадь и бросил монетку в фонтан в центре ГУМа.

 Готье Жан-Поль

визит

Игорь Шевелев

 

Знаменитый французский модельер Жан-Поль Готье впервые приехал в Москву на открытие своего бутика в Петровском пассаже. Революционер моды и нравов, он, словно сошел перед присутствующими с экранов телевизоров. Принимающая сторона разошлась во мнении, кто перед ней. Одни говорила, что нам явилась икона современной моды. Другие, что Жан-Поль Готье больше, чем икона, - он человек.

 

Знаменитый модельер ответил нам на вопросы.

- Можете ли вы кратко сказать, чем для вас является мода?

- Мода – отражение общества. Поэтому моя задача, как кутюрье, отражать происходящее вокруг нас. Дизайнер не может не работать для людей. Вещи создаются не для музеев, они встречают нас на улице и дома, они должны радовать нас.

- Вы известны как разрушитель многих табу в стиле одежды и поведения, это ваша революционная суть?

- Нет, в своей душе я совсем не революционер. Просто, когда я начинал работать, я чувствовал, что из множества табу, окружающих нас со всех сторон, есть и такие, которые должны быть разрушены. И я сделал это. Я хотел сказать одну простую вещь: красота может быть разной, а не только той, к которой мы в данный момент привыкли.

- А что движет вас в переменах стиля, которые вы отличаетесь?

- Движет изменение самой жизни вокруг меня. А толчком может служить книга или, скажем, походка неизвестного человека на улице. Например, в 1987 году мне попалась книга про русский конструктивизм. И коллекция, которую я создал в том же году, была основана на идеях конструктивизма, на его форме, цвете. Так получилось, что эта коллекция стала наиболее популярной и копируемой. Кстати, в ней даже была использована кириллица. Там были повязки на лоб с русскими буквами. А разве может не повлиять то, что я вижу сейчас перед собой. Вчера вечером мы ужинали рядом с Красной площадью, и вечером вышли на нее. Была метель. Меня потрясло это настоящее снежное поле без единого следа. Я выпил рюмку водки и, по русскому обычаю, разбил ее о брусчатку Красной площади. Это был такой памятный момент жизни, который останется со мной.

- Есть ли такое понятие сегодня в мире, как национальный эталон красоты? Что такое русская красота?

- Конечно, сегодня весь мир находится в движении. Все путешествуют, ездят из одной страны в другую. К нам приезжают иностранцы, мы ездим в другие страны, впитывая чужие образцы. Но, восхищаясь и принимая другие страны и культуры, важно сохранить свои корни. Мой визит в Россию был достаточно коротким, но мне кажется, что я ощутил традиции и своеобразие именно этой страны. Мне понравилось, что Россия – настоящая, а не искусственная. Я восхищен стилем и красотой русских женщин. Все мы знаем, что в мире моды сегодня очень много русских моделей. Это говорит о многом.

- Как вы думаете, чем вызвана эта популярность русских моделей?

- Знаете, когда я начинал, в моде были шведки, бразильянки, американки. Сейчас из топ-двадцатки лучших и наиболее активно работающих моделей почти половина – это русские девушки. Они красивы, энергичны, несут собой именно тот образ, который хочет передать модельер. Обычно говорят, что модели это просто вешалки для одежды. Так вот они – «умные вешалки».

- Как-то вы сказали, что лондонская мода стала слишком американской. Можете ли вы сказать, какое место занимает Москва среди европейских столиц моды?

- Да, я сказал так про Лондон, но я же добавлю, что, когда я начинал, я много ездил именно в Лондон, подпитываясь его творческой энергетикой, которой почти не оставалось в Париже. Возможно, это было связано с тем, что англичане переживали тогда не лучшие времена в экономике. В такие моменты люди становятся более креативными, вынуждены что-то придумывать. Когда не очень сыт, то начинает работать фантазия. Потом то же самое я наблюдал в Японии. Сейчас, я это чувствую, нечто подобное начнется в России. Она производит впечатление девственно чистой страны. Люди ее очень молоды, они хотят творить. А это дает пищу не только для развития моды, дизайна, вообще креативности.

- Что для вас важнее – творчество или бизнес?

- Творчество мне удается лучше, хотя давно уже пора стать и более деловым. Но важнее то, что вокруг меня талантливые люди. Кто-то из них силен как создатель нового, другие сильны в финансах. Когда есть такая связь, то возникает и успех. Каждый должен делать то, что ему удается лучше.

- Можно ли сказать, что вы специально эксплуатируете образы гей-культуры в коммерческих целях или это происходит у вас само собой, от души?

- Нет, я никогда не рассчитывал, что вот, рынок этого просит, геи составляют большую часть покупателей, буду делать специально для них. Гей-культура это часть общемировой культуры. Я люблю эту культуру, хорошо ее знаю, все выходит само собой. Если в некоторых моих коллекциях есть влияние этого, то только потому, что сам мужчина меняется. Меняется взгляд женщины на мужчину. Меняется взгляд мужчины на мужчину. Я сам меняюсь вместе со всем этим. При этом люди для меня не делятся по половой принадлежности или ориентации, по цвету кожи или политическим взглядам. Они все для меня – те, к кому я обращаюсь.

- А к кому своими работами вы обращаетесь больше – к мужчинам или женщинам?

- Опять же, не надо разделений. Для меня самое главное, что человек, который надевают мою одежду, чувствовал себя в ней комфортно. Ощущая самого себя. Если ему комфортно, значит, он отлично выглядит. Да, ему может понравиться магазин или он увидел модель в журнале. Но, главное, чтобы он ощутил себя самим собой, и одежда ему в этом помогла.

- Вы делаете вещи для интерьеров, свой бутик в Москве вы не сами оформляли?

- Если честно, первые опыты с мебельным дизайном я проделал еще 15 лет назад. Этот магазин сделал в сотрудничестве с великим дизайнером – Филиппом Старком. Я очень доволен результатами, хотя, конечно, и сам приложил руку. Если у меня возникает желание что-то создать, я это сделаю. Но никаких обязательств – делать каждый сезон коллекцию мебели или аксессуаров к ней, у меня нет. Я чувствую себя комфортней, сочиняя одежду.

- Вы приехали в Москву еще и как участник фестиваля «Мода и стиль в фотографии». Чем для вас является фотография моды?

- Возможно, вы удивитесь, но я никогда не учился на дизайнера. Все, что я узнал в этом искусстве, почерпнуто из журналов, из фотографий. Я впитывал в себя их образ, их энергетику. Я не просто смотрю фотографии, я их читаю, как маленькие фильмы. И, заряжаясь от них, я могу выдумывать что-то свое.

- А что по поводу настоящих фильмов? Не собираетесь работать с русскими режиссерами?

- Конечно, кино это еще более полное энергетическое пространство для меня. Я работал с Гринуэем, Альдомоваром, Люком Бессонном. Сейчас меня вдохновляет китайский кинематограф. Я работаю там над картиной, о которой пока ничего говорить не буду. Думаю, что придет очередь и русского режиссера, которым я вдохновлюсь.

- Чтобы восполнить картины отношения к разным формам искусства, - что вы думаете о театре, балете?

- Сегодня я по собственному выбору иду на оперу «Мазепа» в Большом театре. В этом году будет юбилей замечательной звезды Майи Плисецкой. Я счастлив, что буду работать над одним из ее платьев.

- Мода и политика для вас актуальная тема?

- Для меня мода и есть политика. В ней я выражаю свои взгляды. Конечно, есть майки с политическими лозунгами или портретами Че Гевары. Но главное в политической жизни это то, как она влияет на креативность общества и людей.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи