Москва – Warszawa. Двери закрываются.

Кто придет на выставку на Крымском валу?

 Выставка Москва-Варшава в ГЦСИ

вернисаж

Игорь Шевелев

 

Выставка «Москва – Варшава» задумывалась как масштабный международный проект, который сопоставил бы развитие польского и российского искусства ХХ века. В диалоге отечественного и зарубежного искусства она по замыслу продолжает выставки «Москва – Париж» и «Москва – Берлин». Но, сравнивая их, видишь, что изменилось и время, и контекст.

 

Выставка «Москва – Париж», прошедшая в самом начале 1980-х годов, вызвала неслыханный ажиотаж: впервые перед советским зрителем легально появился, среди прочего, русский авангард. В музей выстраивались огромные очереди, счастливчики чувствовали приобщенность к чему-то доселе запретному. Раздвигались горизонты, впереди, неясная, маячила перестройка. Выставку «Москва – Берлин» показали в два приема. Сначала первую половину века - в середине 1990-х. Год назад – вторую. Та выставка поразила почти полным отсутствием к ней зрительского интереса. Нынешний проект, третий в ряду, наверняка продолжит эту тенденцию.

Показать культурные связи и параллели между Россией и Польшей в ХХ веке – замысел более чем достойный. Слишком уж сложными и противоречивыми были отношения между двумя соседями и на протяжении всей новейшей истории, и, особенно, в минувшем веке. Казалось бы, именно высокий дух искусства должен объединять людей поверх всякой геополитики.

Экспозиция последовательно сопоставляет параллельные ряды изменения течений и направлений в искусстве ХХ века, - от экспрессионизма и кубизма через соцреализм к абстрактному и актуальному искусству. Сопоставлены «бродячие сюжеты» в творчестве художников двух стран, аллюзии и реминисценции. Чаще, правда, предполагаешь не взаимное влияние между ними, а подражание каким-то третьим образцам, - французским, немецким или американским в последние годы.

Выставка сначала была показана в Варшаве, где пользовалась, по слухам, большим успехом. Важность ее была подчеркнута присутствием на открытии президента Польши Александра Квасьневского, одного из двух высоких ее покровителей. Действительно, русская часть экспозиции – от Борисова-Мусатова и Врубеля до Франциско Инфанте и Натальи Нестеровой, от модерна до постмодерна - представляет в хрестоматийном варианте едва ли не все знаковые для российского искусства ХХ века вещи. Имена польских художников звучат для нас более экзотично, - Выспянский, Виткевич, Валишевский, Врублевский, конечно, достойны того, чтобы их видеть и знать.

Ходишь по залам, и эпохи сменяют друг друга как в убыстренном фильме: модерн, первая мировая, экспрессионизм и кубизм между войнами, Катынь и Освенцим, соцреалистическая плакатность, абстрактное искусство. Польша для послесталинского СССР была светом в западном окошке соцлагеря. Польские фильмы, журналы, музыка, - через них додумывалось то, что скрывалось советской цензурой. В 60-е годы многие специально учили польский язык, чтобы узнавать о новинках мирового искусства и литературы. Польская культура в те годы ассоциировалась с западным и современным, была едва ли не единственным источником информации о реально происходящем в «забугорном» мире.

Поэтому так ностальгически привлекают зрителя в экспозиции интерьеры двух «комнат русского и польского интеллигента середины 60-х годов». Голоса Анны Герман в первой и Окуджавы – во второй, звучат так трогательно. Правда, возвращаясь назад из зала современного искусства, ты уже несколько раздражен: сколько можно завывать, проехали давно…

Наряду с «Черным квадратом» Малевича, этого главного поляка в русском изобразительном искусстве ХХ века, есть специальный раздел польской «рефлексии по Малевичу». Тут и ироническая картина «Малевич и Станиславский» - по черному квадрату стекает черная капелька-слеза; и концептуальный «велосипед Малевича» - с черным бетонным квадратом вместо переднего колеса.

Выставка в Третьяковке на Крымском валу была продолжена экспозицией в ГЦСИ на Зоологической - нынешнего российского и польского искусства. Говорят, что, когда она проходила пару месяцев назад в Варшаве, ее посетило 70 тысяч человек. Явно, что у нас зрителей будет на пару порядков меньше. Во всяком случае, ни российский президент, под чьим патронажем выставка «Москва - Варшава» проходит, ни многообразные «наши», скандалами привлекающие внимание к актуальному искусству, пока рядом с ней замечены не были. А это, скорее всего, означает, что и для остальных она будет не слишком любопытна. Таков уж нынче российский политико-эстетический контекст.

Когда-то Егор Гайдар заметил, что с интересом наблюдает за развитием событий в Польше: нечто подобное происходит в России годика через три. Это что, значит, и у нас народ через несколько лет пойдет на выставки более или менее современного искусства? Поживем, увидим.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи