Миллиард для народных музыкантов
Президентские гранты поспели вовремя
кремль
Игорь Шевелев
Первая реакция на присуждение грантов шести лучшим коллективам народного искусства это, конечно, радость. Пусть хоть кому-то будет хорошо. Потом, всмотревшись в цифры, вдумавшись в текст, начинаешь размышлять. Например, 60 миллионов рублей в год ансамблю им. Александрова – это много или мало, если представить, сколько в нем человек? На что они будут истрачены, - на номера в гостинице? И почему эти ансамбли, а не другие? А если сложить все гранты, и в сумме за три года получить почти миллиард рублей, то что, он будет вычтен из бюджетного финансирования всей культуры?
Лучше всего услышать комментарии компетентного человека. Поэтому мы и решили обратиться к директору Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилу Ефимовичу Швыдкому. Кто лучше него сможет ответить на наши вопросы.
«Российская газета» | Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость специального постановления о грантах Президента РФ?
Михаил Швыдкой | Гранты Президента выдающимся коллективам искусства России выделены для качественного улучшения условий их работы и для приостановки оттока музыкантов, исполнителей, там работающих, из страны. Если вы посмотрите на ведущие зарубежные коллективы, скажем, на ирландский Lord of the Dance, вы убедитесь, что там работает довольно много российских исполнителей, в данном случае, из ансамбля Моисеева. Посмотрите на лучшие цирковые программы за рубежом, например, Цирк дю Солей, увидите, что и там работают артисты из России и стран, входивших в бывший СССР. Блистающий сегодня на эстрадных подмостках Юрий Гальцев остался в памяти многих американцев артистом Цирка дю Солей в знаменитой постановке «Вода». Для того чтобы российские артисты, получившие образование в российских ВУЗах на деньги российских налогоплательщиков, оставались в России и радовали российскую публику, и были задуманы эти гранты.
РГ | Почти миллиард рублей на три года – это много или мало, учитывая количество артистов в ансамбле «Березка», песни и пляски МВД или в хоре им. Пятницкого и количество их гастролей и концертов?
Швыдкой | Мы должны понять: все деньги, которые выделяются на гранты идут на заработную плату исполнителям. При этом она повышается по сравнению с нынешней - в разы. Это нужно для того, чтобы артисты выдающихся коллективов, которые получают сейчас деньги значительно меньшие, чем учитель в московской школе, не должны были искать дополнительные заработки на стороне для сохранения сносной жизни. Молодых людей трудно сегодня заставить работать на чистом энтузиазме. А если человек вынужден подрабатывать в ночных клубах, то это катастрофически сказывается на качестве его основной работы, где должны создаваться и создаются уникальные образцы русского искусства.
РГ | Для получения грантов выбраны выдающиеся коллективы, но тут же возникает вопрос: почему именно эти, а не другие?
Швыдкой | Некоторые считают, что тут какой-то произвольный выбор. Нет, критерий очень прост. Коллективы выбираются по старой советской схеме, - те, что с 1940-50-х годов составляли становой хребет российской культуры. Так было с первыми, «музыкальными», грантами Президента, которые получили Большой театр, Маринка, Московская и Петербургская консерватории, три ведущих симфонических оркестра. То же касается и нынешних коллективов народного искусства, являющихся а) федеральными и б) флагманами в своей области.
РГ | Почему вообще возникла необходимость специального повышения зарплаты с помощью грантов?
Швыдкой | Мы помним, что произошло с оплатой труда в начале 90-х годов, когда была введена единая тарифная сетка. Грубо говоря, артист театра теней из малого городка и артист Большого театра были уравнены в оплате своего труда. Справедливое неравенство позднего советского времени сменилось несправедливым равенством - в нищете. При этом региональные и районные коллективы стали получать из местных бюджетов добавки, а федеральная власть долго держала тарифную сетку на одном уровне. В результате получилось то, что получилось, - из страны уехали лучшие артисты, музыканты, педагоги. Или, продолжая числиться солистом Большого театра, профессором консерватории, чтобы под этой маркой быть востребованным в любой зарубежной стране, появлялись здесь раз в полгода. Это не должно было так продолжаться.
РГ | Но, кроме заслуженных коллективов, хранящих свои традиции со сталинских времен, есть динамично развивающиеся ансамбли, театры, оркестры. Искусство - это же не консервы, а жизнь, а жизнь не стоит на месте.
Швыдкой | Поймите, сейчас мы не говорим о грантах, которые даются на конкурсной основе: мол, те, кто демонстрирует сегодня лучшее искусство, тот и должен их получать. Я думаю, что для этого должны быть гранты правительства. Сейчас мы как раз подготовили обращение в Министерство культуры и массовых коммуникаций с просьбой выйти в правительство с предложением присуждать гранты правительства, которые как раз будут распределяться на конкурсной основе и срок присуждения их будет 1-2 года. Вот там должен торжествовать конкурс. А здесь мы говорим о тех национальных коллективах, которые составляют гордость России.
РГ | Тем не менее нельзя не вспомнить недавнее заявление Михаила Плетнева, что он отказывается руководить созданным им Российским национальным оркестром, поскольку тот брошен государством на произвол судьбы.
Швыдкой | Я очень уважаю Михаила Васильевича Плетнева. Я считаю, что он создал уникальный оркестр, один из лучших оркестров мира. Но в чем сегодняшняя проблема. Он создал оркестр в 90-х годах, когда у других были нищенские жалованья. Помимо своего музыкального гения, он смог предложить людям зарплату, которая была на порядок выше, чем в других коллективах. И таким образом привлечь лучших оркестровых музыкантов России. Сегодня, когда мы предлагаем те же условия государственным коллективам, возникает известная конкуренция и недовольство, поскольку уже музыканты плетневского оркестра смотрят на уровень оплаты труда в других коллективах. Когда возник оркестр Владимира Теодоровича Спивакова, часть музыкантов ушла к нему, потому что он тоже смог найти спонсоров, чтобы поддержать высокий уровень оплаты труда. Рынок труда – очень деликатная вещь.
РГ | Но власть должна сглаживать социальные противоречия, а не разжигать их.
Швыдкой | Гранты Президента теперь выделили государственные коллективы, занимавшие в 90-е годы последнее место на рынке труда, - на первое место. Естественно, на этом рынке возникнут свои сложности. Я говорил сегодня с Михаилом Васильевичем Плетневым, говорил с директором РНО господином Марковым о том, что для сохранения коллектива, действительно, надо подумать о каких-то дополнительных грантах. Но, я думаю, что здесь речь должна идти как раз о грантах правительства, о динамичной помощи тем, кто сегодня лидирует в искусстве. Но гранты правительства – вещь пока далекая. На разработку этого документа уйдет время. А гранты Президента – вещь реальная. Я считаю, что именно благодаря решению Президента РФ нам удалось в начале XXI века преодолеть те кризисные явления, которые копились в 1990-е годы и угрожали российскому музыкальному и народному искусству.
РГ | Как распределяются роли в исполнении постановления между Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ?
Швыдкой | Мы делаем общее дело и работаем в одной связке. Создав первичные документы, мы не имеем права обращаться в правительство. Министерство культуры готовит окончательные постановления правительства и указы Президента. Система грантов, которая, с моей точки зрения, позволит сохранить ядро русской культуры, это продолжение той линии, которая началась еще в первые годы нового века. Сегодня, кстати, мы послали в Министерство культуры документы на выделение грантов для драматических коллективов.
РГ | Когда возможно их выделение?
Швыдкой | Думаю, что это
произойдет в 2006 году, когда русский
профессиональный театр будет отмечать
свое 250-летие.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи