Детство, соединившее всех

«Сказка сказок» в Музее частных коллекций

 Норштейн Юрий Борисович на фоне фото своего деда

выставка

Игорь Шевелев

 

Жизнь проходит быстро, как в мультфильме. «Сказке сказок» исполнилось четверть века. К этому событию в Музее частных коллекций на Волхонке открылась большая выставка работ Юрия Норштейна и художницы Франчески Ярбусовой, его жены и помощницы.

 

На выставке представлено около 400 работ, - достаточно, чтобы погрузиться в мир любимого всеми мультфильма, но и не только его. Здесь и «Ежик в тумане», названный лучшим мультфильмом всех времен и народов, которому, между прочим, тоже уже исполнилось 30 лет. Здесь остальные работы Юрия Норштейна, включая неоконченную «Шинель» и – сенсация! –новый мультфильм о японском поэте Басё «Зимняя сказка», сделанный по заказу японцев.

Не случайно поэтому, что на открытии выставки присутствовали посол Японии в России с женой; артист Алексей Баталов, пошутивший, что, благодаря озвучиванию «Ежика в тумане», вошел в историю кино; Андрей Казьмин, глава Сбербанка, ставшего спонсором выставки и вышедшего каталога; и директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, сказавшая, что экспозиция Норштейна и Ярбусовой заняла свое законное место между прошедшей выставкой рисунков Сергея Эйзенштейна и открывающейся в июне выставкой рисунков Федерико Феллини. Классик между классиками.

На выставке, действительно, попадаешь внутрь и любимого мультфильма, и детства, и мастерской художника, и памяти, и искусства. А тут еще перестук вагонов метро под зданием музея, как звуковая цитата из «Сказки сказок», когда вагоны уходят на фронт. А вот и письма развешены над головой, птицы фронтовых треугольников. Реальные письма, которые получала от папы с фронта девочка, дружившая с Юрием Норштейном в Марьиной роще. Да и сама Марьина роща – это то баснословное, ныне не существующее место, где все происходит, где живет Поэт, где живет добрый Волчок, о котором только говорится, что он ухватит за бочок.

И тут же наброски к портрету Поэта. Кто он – Неруда, Мандельштам, Лорка? Оказывается, Гумилев, чей облик и жест на старой фотографии идеально совпал с тем, который искали художники. Поиск прототипов архетипичных героев норштейновских мультфильмов это отдельная занимательная история. С кого вы думаете срисован Акакий Акакиевич из «Шинели» Норштейна? – С Петра Капицы, Мартироса Сарьяна, Геннадия Рождественского. Сказка расширяется, впитывая в себя всю культуру. Недаром на открытии выставки у выступавших проскальзывала мысль, что «Сказка сказок» входит в тот мировой контекст человечества, что начался с наскальных рисунков и не нами закончится.

Выставку надо не только смотреть, но и читать, и даже как-то интимно жить в ней. Тексты Юрия Норштейна о его детстве в Марьиной роще, о мощном деде из Бахчисарая, поднявшем сыновей, о товарищах по съемке фильма, многих из которых уже нет в живых, о композиторе Мееровиче, написавшем совершенно невероятную музыку к «Сказке сказок», - все это входит в атмосферу выставки. Как и рабочий стол художника, заляпанный красками, с одеждой то ли его самого, то ли его героев, с двумя галошами, стоящими тут же. Как и трогающая за душу живопись Франчески Ярбусовой, которая по словам одного из выступавших, и создает уникальную атмосферу фильмов Юрия Норштейна. А тут и сами фильмы можно смотреть в режиме нон-стоп.

Ты – внутри сказки сказок, то есть того лучшего, что есть в тебе. Не случайно, что люди, вырастая и занимая ответственные посты, считают для себя за честь вернуться к Норштейну, помочь ему. «Теперь я получаю проценты со своих фильмов», - пошутил Юрий Борисович, оценивая помощь Сбербанка.

И, наконец, «Зимняя сказка», полутораминутный мультфильм, сделанный год назад по заказу японцев. Они попросили лучших режиссеров мира сделать невозможное, - снять короткие фильмы по неуловимым, дзенским стихотворениям своего классика, поэта Басё. Юрий Норштейн снял свою часть – про безумного, странствующего и гениального поэта Тикусая, выдуманного Басё в качестве своего неуловимого и летучего альтэр эго. О том, кто, отделяясь от и так уже баснословного поэта, уходит в туман поэзии подлинной, непереводимой на слова.

Это именно то, что и делает всегда Юрий Норштейн, соединяя неуловимые стихии и вдруг, как алхимик, находя философский камень поэзии поэзий, сказки сказок, памяти внутри самой памяти, потаенной и безошибочной. На все времена.

Эта выставка – безусловный успех Музея частных коллекций ГМИИ, который в мае должен переехать в новое здание по соседству, а нынешний особняк полностью перейдет под экспозицию импрессионистов.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи