Академик-еретик
Михаилу
Гаспарову 70 лет.
дата
Игорь Шевелев
Для знающих
людей академик Михаил Гаспаров один из
немногих сегодня авторитетных ученых в
области гуманитарных наук, замечательный
переводчик и исследователь, человек с
безупречным научным и нравственным
обликом.
Для людей
незнающих, но имеющих детей – автор книги
«Занимательная Греция», прочитав которую
в детстве, у человека появляется
возможность стать знающим, не напрасным,
понявшим в культуре то, что превосходит
сиюминутную злобу дня.
Филолог,
переводчик, знаток, исследователь и
популяризатор классической древности,
стиховед, автор замечательной прозы, - все
это Михаил Гаспаров. Но что-то в нем есть и
сверх этого.
Классический
филолог не обязательно является автором
классических книг, носителем
классического стиля. У Михаила Гаспарова
получается соединить одно с другим. Его
статьи и переводы римских поэтов своей
чеканной формой близки серебряной латыни,
передавая традицию лаконизма и полноты
смысла - нашим дням. Гаспаров – транслятор
культуры, редчайшее качество. Для этого
недостаточно знаний и слога. Для этого
нужна некая этическая безупречность,
личностный чекан, который есть в Гаспарове.
Классическая
литература в его «исполнении» это эталон
того, что человек представляет собой во
все времена, но это еще и самоотчет
знающего - в знании. Самоотчет в
собственной относительности. Какой
интеллигент может сказать о себе «с
марксистской прямотой» - «я точка
пересечения социальных отношений»?
Гаспаров – может. Не надо слишком мнить о
себе, словно говорит он. Идеал филолога –
отсутствие своего «я». Уступая место слову
и мысли, ты становишься человеком в чистом
виде. Парадокс, который трудно понять, но
стоит пережить.
Вдруг
оказывается, что филология «в исполнении»
Михаила Гаспарова учит высшей скромности,
- впитыванию и пониманию чужого слова. А
понимающий слово человек, который сам при
этом сходит на нет, обретает самое
непонятное и невероятное в жизни, -
мудрость. Или спросим еще так: возможен ли
человек, не отбрасывающий тени?..
Написав слово
«тень, заглянул в гаспаровские «Записи и
выписки», где есть все, и тут же нашел две
ссылки. Первая. «У Алданова слова не
отбрасывают тени, - вежливо выражался
Набоков». И вторая, совсем загадочная. «Бразуль,
зав. худ. отделом «Рабочей газеты», пил
только пиво, но так, что пытался открывать
дверь редакции, хватаясь за тень от ручки.
Кожебаткин, грузный и беззубо-улыбающийся
орел-стервятник в пенсне, носил женские
чулки, потому что в них теплее, а в портфеле
имел любые книги, серебряный набалдашник
без трости, подвязки и всегда бутылку вина.
Попов, редактор «Вокруг света» и «Следопыта»,
вылечился от запоя новым способом, «электричеством
через женщин», но как – не говорил».
Много знания,
много печали. Но, чтобы и печаль была ни на
что не похожа своей просветленностью, это
надо уметь. Словно некоторые люди, и
Гаспаров среди них, пришли к нам с
баснословных, допотопных времен, неся
собой какой-то иной образец человека, иное
знание о нем.
прямая речь
Ирина
Прохорова – филолог, владелец и редактор
издательства «Новое литературное
обозрение», лауреат Государственной
премии РФ за 2003 год.
- Мне кажется,
что Гаспаров это не только самая
поразительная, но и в некотором смысле
самая загадочная фигура на небосклоне
отечественной филологии. Мы привыкли к
нему относиться с пиететом как к
постоянной величине, но никогда не
задавались вопросом о невероятной
многогранности его личности, о том, что он
занимается самыми разными вещами. Поражая
при этом невероятной цельностью своей
личности.
То, как в 90-е
годы развернулся его талант, само по себе
поразительно. Его традиционно числят как
филолога, - стиховед, античник. Но
одновременно с этим Михаил Гаспаров
написал в 90-е годы огромное количество
статей, связанных с Серебряным веком. Он
написал ряд блестящих статей о
современной литературе. Диапазон того, что
он изучает, простирается на две с
половиной тысячи лет. И в каждом случае он
достигает поразительных результатов.
Потом
выясняется, что его интересы простираются
и на просветительскую деятельность, - он
пишет книгу «Занимательная Греция»,
пересказывает Геродота. Он пишет
художественное произведение, поскольку
его «Записи и выписки» это сложный жанр,
который можно обозначить и как еретически-научное
сочинение, и как инновационно-художественное,
- но это Гаспаров.
Как
определить, кто он? Ученый, переводчик,
писатель? Он и то, и другое, и третье. Он
кажется человеком-институцией, включающим
в себя целый ряд функций. Он уникальная
фигура в гуманитарном мире, поскольку
способен аккумулировать в себе многие
жанры и способы творчества. Для нашего
времени важны люди, способные работать в
междисциплинарных сферах, их мало. Поэтому
Гаспаров является очень значимой
современной фигурой.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи