Академик-еретик

Михаилу Гаспарову 70 лет.

 

дата

Игорь Шевелев

 

Для знающих людей академик Михаил Гаспаров один из немногих сегодня авторитетных ученых в области гуманитарных наук, замечательный переводчик и исследователь, человек с безупречным научным и нравственным обликом.

Для людей незнающих, но имеющих детей – автор книги «Занимательная Греция», прочитав которую в детстве, у человека появляется возможность стать знающим, не напрасным, понявшим в культуре то, что превосходит сиюминутную злобу дня.

Филолог, переводчик, знаток, исследователь и популяризатор классической древности, стиховед, автор замечательной прозы, - все это Михаил Гаспаров. Но что-то в нем есть и сверх этого.

Классический филолог не обязательно является автором классических книг, носителем классического стиля. У Михаила Гаспарова получается соединить одно с другим. Его статьи и переводы римских поэтов своей чеканной формой близки серебряной латыни, передавая традицию лаконизма и полноты смысла - нашим дням. Гаспаров – транслятор культуры, редчайшее качество. Для этого недостаточно знаний и слога. Для этого нужна некая этическая безупречность, личностный чекан, который есть в Гаспарове.

Классическая литература в его «исполнении» это эталон того, что человек представляет собой во все времена, но это еще и самоотчет знающего - в знании. Самоотчет в собственной относительности. Какой интеллигент может сказать о себе «с марксистской прямотой» - «я точка пересечения социальных отношений»? Гаспаров – может. Не надо слишком мнить о себе, словно говорит он. Идеал филолога – отсутствие своего «я». Уступая место слову и мысли, ты становишься человеком в чистом виде. Парадокс, который трудно понять, но стоит пережить.

Вдруг оказывается, что филология «в исполнении» Михаила Гаспарова учит высшей скромности, - впитыванию и пониманию чужого слова. А понимающий слово человек, который сам при этом сходит на нет, обретает самое непонятное и невероятное в жизни, - мудрость. Или спросим еще так: возможен ли человек, не отбрасывающий тени?..

Написав слово «тень, заглянул в гаспаровские «Записи и выписки», где есть все, и тут же нашел две ссылки. Первая. «У Алданова слова не отбрасывают тени, - вежливо выражался Набоков». И вторая, совсем загадочная. «Бразуль, зав. худ. отделом «Рабочей газеты», пил только пиво, но так, что пытался открывать дверь редакции, хватаясь за тень от ручки. Кожебаткин, грузный и беззубо-улыбающийся орел-стервятник в пенсне, носил женские чулки, потому что в них теплее, а в портфеле имел любые книги, серебряный набалдашник без трости, подвязки и всегда бутылку вина. Попов, редактор «Вокруг света» и «Следопыта», вылечился от запоя новым способом, «электричеством через женщин», но как – не говорил».

Много знания, много печали. Но, чтобы и печаль была ни на что не похожа своей просветленностью, это надо уметь. Словно некоторые люди, и Гаспаров среди них, пришли к нам с баснословных, допотопных времен, неся собой какой-то иной образец человека, иное знание о нем.

 

прямая речь

Ирина Прохорова – филолог, владелец и редактор издательства «Новое литературное обозрение», лауреат Государственной премии РФ за 2003 год.

- Мне кажется, что Гаспаров это не только самая поразительная, но и в некотором смысле самая загадочная фигура на небосклоне отечественной филологии. Мы привыкли к нему относиться с пиететом как к постоянной величине, но никогда не задавались вопросом о невероятной многогранности его личности, о том, что он занимается самыми разными вещами. Поражая при этом невероятной цельностью своей личности.

То, как в 90-е годы развернулся его талант, само по себе поразительно. Его традиционно числят как филолога, - стиховед, античник. Но одновременно с этим Михаил Гаспаров написал в 90-е годы огромное количество статей, связанных с Серебряным веком. Он написал ряд блестящих статей о современной литературе. Диапазон того, что он изучает, простирается на две с половиной тысячи лет. И в каждом случае он достигает поразительных результатов.

Потом выясняется, что его интересы простираются и на просветительскую деятельность, - он пишет книгу «Занимательная Греция», пересказывает Геродота. Он пишет художественное произведение, поскольку его «Записи и выписки» это сложный жанр, который можно обозначить и как еретически-научное сочинение, и как инновационно-художественное, - но это Гаспаров.

Как определить, кто он? Ученый, переводчик, писатель? Он и то, и другое, и третье. Он кажется человеком-институцией, включающим в себя целый ряд функций. Он уникальная фигура в гуманитарном мире, поскольку способен аккумулировать в себе многие жанры и способы творчества. Для нашего времени важны люди, способные работать в междисциплинарных сферах, их мало. Поэтому Гаспаров является очень значимой современной фигурой.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи