Роман с правдорубом

Новые книги Аллы Боссарт и Игоря Иртеньева в клубе «Петрович»

 Игорь Иртеньев и Алла Боссарт

презентация

Игорь Шевелев

 

В популярном клубе «Петрович» состоялась презентация новых книг сразу двух авторов. Книгу прозы Аллы Боссарт «Скрэббл», вышедшую в издательстве «Время», и стихотворное «Избранное» Игоря Иртеньева, выпущенное издательством «Эксмо», объединило в этот вечер супружество их авторов.

 

Обычно такие семейные пары называют звездными. То же можно сказать и о представленных авторами книгах. Известный журналист Алла Боссарт уже публиковала вошедшие в «Скрэббл» рассказы и повести в толстых журналах, трагическая документальная повесть «Гипсовые крылья» выходила отдельным изданием. И что бы ни говорил на презентации Юрий Рост о разнице этих двух профессий, - журналистики и писательства, - газетные статьи А. Боссарт явно находятся на грани серьезной прозы. Зато ее рассказы и повести читаются с тем захватывающим интересом, с которым в первые перестроечные годы проглатывались газетные страницы.

Опыт непосредственной наблюдательницы за нынешними нравами граждан, автобиографические мотивы Алла Боссарт включает в изощренную литературную игру, которой в нашей журналистике сейчас, конечно, места нет. Достаточно прочесть «Повести Зайцева», написанные «по мотивам» пушкинских «Повестей Белкина», в которых события наших дней, попадая в двойную оптику классических сюжетов, обретают особо причудливый и фантасмагорический вид. Про рассказы из «Нового русского бестиария» и говорить не приходится. Легко узнаваемые персонажи окружающей жизни встают в полный рост вневременной перспективы мифа и символа.

Что касается стихов Игоря Иртеньева, то о них, в принципе, нельзя говорить. Их можно только цитировать, чем большинство людей, даже далеких от поэзии, обычно и занимается. «Когда мои товарищи в г…е / Я не могу остаться в стороне».

Впрочем, выбирая стихи для цитирования, зачитываешься и уже не можешь оторваться от книги. Шутка ли, избранное. С 1963 года, с тех самых 16-ти мальчишеских лет, когда уже виден весь Иртеньев, до 2004 года, когда по издательским условиям пришлось подписать книгу в печать, но ни в коем случае не прервать счастливо обретенную форму исчерпывающего и остроумного поэтического высказывания, столь любимого всеми читателями.

Однако даже при самом беглом просмотре «Избранного» Игоря Иртеньева, наталкиваешься на вопросы, изредка разделяемые самим автором: «Почему-то с Вадимом Жуком / От жены я встречаюсь тайком, / Но при этом с женою Хаита / Почему-то встречаюсь открыто».

Или как реагировать на четверостишие из «Хорватского дневника», написанное, как указано в примечании Иртеньева, - в соавторстве с вышеозначенной А. Боссарт: «На полу стоит кроватка, / Маленькие шишечки, / А на ней лежит хорватка, / Маленькие сисечки».

 

Поэтому и пришлось попросить прозаика Аллу Боссарт рассказать о поэте Игоре Иртеньева, поэта Иртеньева - о прозаике Боссарт, а известного душелюба и хозяина небольшого психиатрического кафе «Петрович» Андрея Бильжо о них обоих.

 

прямая речь

Алла Боссарт, писатель, журналист

 

РГ | Алла, как живется с поэтом Иртеньевым?

Боссарт | Живется с поэтом Иртеньевым очень весело. Он веселый человек, хотя и очень авторитарный. Если сказал: «Я – сказал!» - то это все. Но – сказал и сказал. Все равно я его на поворотах обойду. Недаром сказано, что муж это голова, а жена – шея. Он умнее меня, а я – ловчее.

РГ | Он учитывает мнение жены как первого слушателя его стихов?

Боссарт | Да, он слушает. Я или смеюсь, или говорю: «Да, Игорёша, это круто», или делаю рожу какую-нибудь.

РГ | А как он реагирует на рожу?

Боссарт | Он говорит: «Ну, ты же понимаешь, что это в газету, а не для вечности».

РГ | Как оценивает жена его книжку?

Боссарт | Книжка хороша по определению, потому что она – «Избранное». Там лучшие вещи. Не говоря о том, что это некоторый итог, а, значит, книга очень важная.

РГ | Жена участвовала в отборе стихотворений для нее?

Боссарт | Ни в коем случае, это же авторская вещь, как можно! Ему виднее, он сам знает, что надо.

РГ | А как двум писателям живется в одной семье?

Боссарт | Ну ты хотя бы об этом не спрашивай! Хорошо двум писателям, отлично!

 

Игорь Иртеньев, поэт, правдоруб

 

РГ | Игорь, как вы с Аллой уживаетесь в одной семье?

Иртеньев | Мы уживаемся с криками и скандалами, но при этом очень весело и дружно. Поскольку мы оба люди эмоциональные, и эмоций в себе не таим, выплескиваем их наружу, то сначала создаем взрывоопасную ситуацию, потом происходит взрыв, после чего мы падаем друг другу в объятья. Как оказалось, это позитивный цикл. Алла где-то вычитала, что скандальные семьи самые прочные. У нас, во всяком случае, много лет так.

РГ | А как пишется в воронке после взрыва?

Иртеньев | Пишется нормально, поскольку какие-то эмоции ты должен воспроизвести и в тексте. Тем более мы не вовсе вольные художники, а каждый еще и служивый в газете человек. Это одна часть литературной работы. В книги вошла другая.

РГ | Какой у мужа-поэта взгляд на прозу жены?

Иртеньев | Я рад за ее книгу не просто как любящий муж, но как давний ценитель ее дарования. Помимо того, что это просто хорошее чтение мастерски изготовленной прозы, у нее всегда есть крепкий сюжет, прихотливая интрига, литературная игра. «Повести Зайцева» радостно сопоставляешь с пушкинским первоисточником. В «Новом русском бестиарии» герои современных новелл перетекают из одного сюжета в другой, потом вроде бы отпускаются на свободу, но в последней вещи вдруг все стягиваются в один узел. Алла, безусловно, большой мастер сюжета и очень хороший писатель.

РГ | А как любящие супруги реагируют на тексты друг друга?

Иртеньев | Я всегда показываю ей новый текст, и она, как человек более деликатный, чем я, может легкой мимической гримасой показать, если ей что-то до конца не нравится. Я это обстоятельство учитываю. Поскольку у нее более протяженные вещи, я могу указать ей на какие-то фактические ошибки, - с датами, именами, историей. Я по природе своей ловец блох, педант и зануда из тех, что прежде писали письма в редакцию, указывая на ошибки и несообразности. Я это ей показываю, она потом учитывает.

 

Андрей Бильжо, художник, психиатр-душелюб, хозяин небольшого психиатрического клуба «Петрович»

 

РГ | Андрей, что можно сказать об Иртеньеве и Боссарт с точки зрения друга-психиатра?

Бильжо | Как врач я давно за ними наблюдаю. Практически с первых дней нахождения в одной палате. Нарушив законы врачебной этими, мы в качестве эксперимента поместили в одну палату двух пациентов противоположного пола.

РГ | А результат?

Бильжо | Эксперимент, по-моему, протекает нормально. Лечение проходит успешно. Психотерапия тоже. Результатом является презентация, к которой одновременно вышли две книжки пациентов. Психиатрия подобного еще не знала. Но наука развивается, и этот факт наверняка будет занесен в историю психиатрии.

РГ | Как оценить истории болезни, вышедшие под двумя обложками?

Бильжо | Я их, конечно, знаю, выдержки из них читал, некоторые куски знаю наизусть. Что могу сказать. Забавные истории болезни. Их надо читать и запоминать, дабы самим быть душевно здоровыми.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи