Скрипка Халдея

Будапешт уничтоженный и живой

 

выставка

Игорь Шевелев

 

В Историческом музее в рамках сезона Венгрии в России открылась выставка фотографий Евгения и Леонида Халдеев, посвященная Будапешту 1945-го и 2005-го годов. Сын известного советского фотографа Леонид Халдей рассказывал, что сегодня даже трудно было найти те места в городе, которые снимал 60 лет назад его отец.

 

Будапешт за его историю осаждали полтора десятка раз, но ни одна военная операция не сравнится с взятием города советскими войсками в 1944-45 годах. Ожесточенная оборона Будапешта привела к тому, что потери советских войск превысили немецко-венгерские в три раза. Понятно, что гневу и мести победителей не было удержу.

Документирование происходящего было затруднено по понятным причинам. То, что из архивов оборонявшихся не сохранилось ничего, - сам по себе красноречивый факт. Так что фотографии Евгения Халдея, многие из которых впервые отпечатаны с авторских негативов 1945 года, являются историческими документами.

Как сказал на открытии выставки посол Венгерской Республики в РФ Ференц Контра, эти фотографии демонстрируют как ту степень безумия, что периодически охватывает человечество, так и то, что вслед за всеми ужасами обязательно наступает продолжение нормальной жизни.

Не меньше, чем фотографии лежащих на земле женских трупов, застрявшего в стене дома фашистского самолета или освобожденной из гетто семейной пары, интересен и сам делавший их фотограф. Евгений Халдей (1917-1997) – автор многих хрестоматийных фотографий, вроде «Знамя Победы над рейхстагом», поверженных фашистских знамен на Параде Победы, москвичей, слушающих на улице радио 22 июня 1941 года, Геринга на Нюрнбергском процессе… Говорят, что ради последнего снимка Е. Халдей крепко угостил за обедом советского прокурора, обвинителя на процессе, и занял его место, - фотографы в зал суда не допускались.

Не случайно, судьба Евгения Халдея становится объектом изучения в зарубежных книгах и документальных фильмах. В младенчестве он стал жертвой еврейского погрома на Украине, во время которого была убита его мать, закрывшая ребенка. Убившая ее пуля застряла у него в легком. Во время фашистской оккупации был убит его отец и три младших сестры. Сам Евгений Халдей дважды был изгнан из профессии, - в 1948 году «за космополитизм» и в 1972 году «по пятому пункту», что в обоих случаях означало еврейское происхождение. В то же время, в двадцать с небольшим лет, сразу после периода «больших чисток» он начинает работу в фотохронике ТАСС официальным летописцем сталинского режима. Известно, с какой тщательностью в СССР кроилась собственная история, и ни одна фотография Евгения Халдея не могла появиться на свет и быть растиражированной без высочайшего дозволения идеологической цензуры.

Все это вместе делает нынешнюю выставку в Историческом музее предметом разных размышлений. И скрипка Евгения Халдея среди выставленных там личных вещей, регалий и фотоаппаратуры значит не меньше фотографий уничтоженного и ожившего Будапешта, действительно, замечательных.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи