Шедевры из праха.

Выставка уникальных памятников античности, считавшихся погибшими.

 Ирина Антонова и Людмила Акимова перед спасенными шедеврами

сенсация

Игорь Шевелев

 

В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась выставка необычайная. Под нейтральным названием «Археология войны» и подзаголовком «реставрация и восстановление античных памятников, перемещенных в результате Великой Отечественной войны» скрывается сенсация, которая потрясет научный мир.

 

В зале музея выставлено три с половиной сотни шедевров античного искусства – древнегреческие, кипрские, этрусские, италийские вазы, скульптура, бронза, резная коптская кость. Многие из них относятся к ценнейшим памятникам человеческой культуры. Все они на протяжении 60 послевоенных лет считались безвозвратно погибшими. Это первая их публичная демонстрация, которая вполне может считаться появлением из праха.

Вкратце история такова. Летом 1945 года в музеи СССР из Германии, кроме картин, скульптур и других памятников искусства, были привезены ящики с осколками и фрагментами древних ваз, изделий из кости, бронзы, мрамора. Более пятидесяти лет она пролежали в хранилище ГМИИ в Загорске. Когда хранилище вместе с другими зданиями было передано Русской православной церкви, ящики переехали на Волхонку в помещения музея, где над ними началась работа.

По словам реставраторов, состояние фрагментов античных памятников было удручающим. Полувековая сырость, грязь, горелая смола наложились на то, что было извлечено в апреле 1945 года из-под огня. После начала работы над фрагментами и их идентификации было установлено, что это часть знаменитой античной коллекции Берлинского музея, которая по всем справочникам и энциклопедиям считается навеки утраченной. Во время штурма Берлина советскими войсками они находились во взорванном позже бункере в районе городского зоопарка.

На выставке, кроме восстановленных произведений, можно увидеть и частично обугленные бомбами и огнем фрагменты, по которым легко судить, в каком состоянии находились остальные произведения, вернее, их остатки. Даже собранные из праха античные глиняные сосуды имеют, наряду с восстановленными и соединенными фрагментами древней росписи, вставки из современных материалов, которые специально выделены.

Из трех с половиной сотен экспонатов античной древности, показанных в ГМИИ, ученые отмечают несколько поистине уникальных: знаменитую бронзовую статуэтку «Зевса из Додоны», найденную в святилище на севере Греции, бронзовую статуэтку Аполлона с гранатом в руке, краснофигурный сосуд для вина со сценой убийства Эгисфа Орестом и Электрой. А также чернофигурную вазу с изображением борьбы Геракла с Посейдоном, на одной стороне, и Диониса со свитой, на другой, и краснофигурную вазу с Гермесом и пляшущими под его музыку сатирами. До войны последняя находилась в музее замка Готы, автор ее – ученик самого знаменитого вазописца эпохи Перикла.

Мы должны учитывать, что в античной коллекции Берлинского музея находились только первоклассные произведения, собранные классиками античной археологии XIX и начала ХХ веков. Мировой резонанс от выставки в ГМИИ будет не меньшим, чем от демонстрации мраморных фризов Пергамского алтаря, хранившихся в Эрмитаже и переданных Германии, или от выставки сокровищ Трои, найденных Генрихом Шлиманом и оставленных в России.

Выставка готовилась в течение трех лет, специально к 60-летию Победы. Был выпущен подробный и дорогой каталог, который, к сожалению, представителям прессы не раздавался, и потому более подробное и тщательное впечатление от выставки читателям придется составить самостоятельно, посетив ее. Но она того стоит.

 

прямая речь

 

Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина

- На выставке показано 350 вещей, восстановлено больше, но или из-за однотипности памятников, или из-за отсутствия места мы не все показываем. Мы продолжаем работу, и через какое-то количество лет, - именно лет, не раньше, - подведем итог числу восстановленных памятников. Ждем ли мы претензий со стороны Германии на выставленные произведения? Пока никаких претензий не было, поскольку никто их еще не видел. Это первый их показ, первая фиксация в каталоге. Мы помним, что есть закон РФ о перемещенных ценностях, под юрисдикцию которого они подпадают. Согласно ему, если предметы искусства не принадлежали лицам, пострадавшим от нацистов, или третьим лицам, с ними связанными, то они остаются принадлежащими России. Почему лишь спустя более полувека приступили к реставрации этих уникальных памятников? Они всегда были в поле нашего внимания, но не забывайте, что имеется и коллекция самого музея, - около 700 тысяч художественных памятников культуры. Тут проблема очередности работ и возможностей коллектива музея. Не будем забывать и то, в каком состоянии был музей, когда летом 1945 года в него стали приходить эти поступления. Как раз 28 апреля мы открываем выставку, посвященную состоянию нашего музея во время войны и тем людям, которые в эти годы его спасали.

 

Людмила Акимова, заведующая сектором античного искусства и археологии ГМИИ

- Работа началась несколько лет назад, когда из Загорска пришли 18 сырых ящиков, в которых были пакеты с вещами, завернутыми еще в немецкие плакаты и газеты. Бронза, керамика, кость, - все было в грязи, чувствовалось, их загребали лопатами. Все было изуродовано, разбито, обрызгано смолой – десятки тысяч обломков. Постепенно началась работа по восстановлению. Сначала я делала каталог, но с середины января 2002 года началась работа на выставку. Мы отбирали то, что может быть отреставрировано и показано публике. Реставраторская работа была очень трудной, опробовались новые технологии, например, метод выжигания въевшейся в вещи копоти. Выдавая вещи 23 реставраторам и получая их, мы составляли тысячи бумаг на материальное хранение. Осложняло работу то, что вещи были без инвентарных номеров. Когда они буквально стали возникать из праха, я по каталогам и справочникам выяснила, что подавляющее большинство памятников, оказавшихся в «особом фонде», происходят из антиквариев государственных музеев Берлина. Это коллекции, над которыми в XIX веке и до начала войны трудились крупнейшие немецкие антиковеды. Буквально за неделю до открытия выставки мы получили из реставрационного центра им. Грабаря около ста вещей коптской кости, которые были в одном из самых прославленных собраний в мире – берлинском. Отмечу и знаменитейшие декоративные римские рельефы, которые, как и многое другое, считались безвозвратно погибшими.

 

Алексей Владимиров, директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря.

- Если среди осколков не хватало самых нужных кусков, держащих сосуд или скульптуру, мы придумывали подставки и держатели, которые показали бы фрагменты в той форме, которая была когда-то. При этом то, что доделано, выделено нами специально, чтобы оставался виден каждый миллиметр уникальных археологических памятников древности. Нынешняя выставка это иллюстрация бедствий войны на уникальных музейных мировых памятниках. Черные ожоги на них от бомб, громивших Берлин, в большинстве случаев нельзя удалить. Они теперь тоже памятник истории человечества.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи