Листая страницы

«Наше наследие» не прерывает традиции

 

журнал

Игорь Шевелев

 

Почти всякое издание несет на себе родовой знак времени, когда было создано. Особенно, если было внове, и при своем появлении произвело фурор. Таким в конце 1980-х стал журнал «Наше наследие». Поддержка Раисы Горбачевой и академика Лихачева поставили «Наше наследие» на недосягаемой в те годы высоте полиграфической и содержательной культуры издания.

 

За те без малого двадцать лет, что существует журнал, вокруг него изменилось практически все, - общество, культура, сама история, не говоря о спонсорах и поддержке в высших сферах. Тем не менее, журнал не только продолжает выходить в обычном режиме, но и сохраняется ровно таким, каким был задуман при возникновении. Завидное постоянство. Сохраняя культурное наследие России, журнал и сам оказался таким драгоценным наследием, которым стоит дорожить.

Только что вышедший 73-й номер «Нашего наследия», посвященный 60-летию Победы, вполне показателен. Вслед за поздравлением председателя как Совета Федерации, так и редсовета журнала Сергея Миронова и репродукцией портрета маршала Жукова, принимающего на белом коне парад Победы, следуют глубоко личные и трагические воспоминания о войне, плене, СМЕРШе, Бутырке, штрафбате Юрия Александрова, автора знаменитых путеводителей по Москве. Текст, характерный для журнала, как правило, избирающего взгляд на исторические события через личную судьбу творческого человека. Рассказы о войне писателя Виктора Некрасова, прочитанные им на радио «Свобода», письма и рисунки художницы Нины Симонович-Ефимовой, воспоминания Адриана Рудомино, включающие перевод «Лили Марлен», спетый Иосифом Бродским на свое 50-летие, и рассказ о Библии Гутенберга, вывезенной из Германии и до сих пор хранящейся в недоступной читателям комнате-сейфе РГБ, - все это говорит само за себя.

Именно статьей о судьбе трофейных инкунабул, попавших в Россию, проложен мост к тем общим ценностям человеческой культуры, которые не имеют государственных ограничений. Академизм Генриха Семирадского и авангард Натальи Гончаровой, письма Марины Цветаевой и о. Павла Флоренского, новое о «Мире искусства» и интервью Владимира Гусева к юбилею Русского музея – все соединено прихотливой тканью единой культуры, тем живым организмом, сиюминутно и неожиданно возобновляющимся, который и есть наше наследие, готовящее к будущему.

Конечно, сегодня письма Цветаевой к Наталье Гончаровой или юного Павла Флоренского родственникам воспринимаются не так, как в конце 1980-х годов. Это не сенсация, а добротная архивная публикация, наслаивающаяся на десятки предыдущих, на изданные тома, на то, что во фрагментах имеется в тех же самых томах и в интернете.

С последним журнал пытается выстроить отношения, несмотря на изначала заявленную неизменность. К 10-летию журнала академик Лихачев писал, что «тип журнала "Наше наследие" - это совершенно определенный выбор… Он так и войдет в историю: как журнал, не изменившийся в эпоху больших перемен, когда изменилось все».

При всем том замечательно, что, начиная с 67/68 номера за 2003 год, содержание «Нашего наследия» отныне полностью доступно пользователям сети. Более того, в электронной версии есть «редакционный портфель», в котором можно прочитать материалы, не вошедшие по тем или иным причинам в бумажное издание. Ко дню Победы там, в частности, появились интереснейшие записки узника гетто Иосифа Каплера с соответствующими фотографиями Одессы 1941 года. Хотелось бы надеяться, что постепенно предшествующие выпуски журнала так же окажутся переведены в электронный формат. Хотя понятно, что «подарочный», альбомный вид журнала доступен нам только тогда, когда читаешь его «вживую» и разглядываешь первоклассные репродукции, переворачивая страницы.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи