Пейзаж вместо битвы

Борис Мессерер сделал выставку ко дню Победы

 

экспозиция

Игорь Шевелев

 

Накануне празднования 60-летия Победы в Москве одновременно открылись десятки художественных и фотовыставок, посвященных этой великой дате. Узкая заданность темы, как ни странно, не помешала всем, кто хотел, разместиться в ней на свой манер. Кто-то, подобно Третьяковке на Крымском валу, вспомнил официоз прежних лет, - парадные картины, изображающие «тонкошеих», по слову Мандельштама, вождей народа. Иные, как, например, традиционный фестиваль искусств «Черешневый лес», показал в ГМИИ им. Пушкина экспозицию военных рисунков Николая Жукова, а в здании ГУМа выставку «Семейный альбом», - военные фотографии бабушек и дедушек нынешних своих сотрудников.

Нетривиально решили проблему в Музее современной истории России на Тверской (бывший музей революции). Выставка «Не стареют душой ветераны», проходящая под патронатом правительства Москвы, поразила своим нарочито «мирным», если можно так выразиться, характером. Из множества предложенных полотен ветеранов Отечественной войны из стран СНГ и Балтии были очень точно выбраны самые мирные и художественно совершенные пейзажи и натюрморты Бориса Неменского, Евсея Моисеенко, Алексея Грицая, Якова Ромаса, Георгия Нисского, Татьяны Яблонской, Михаила Савицкого и других.

«Мы постарались отойти от лобового решения темы войны с изображением ужасов, нагроможденных трупов и горящих танков, - сказал на открытии выставки, автор ее художественного решения, член Академии художеств, народный художник СССР Борис Мессерер. – Именно эти художники, участники войны, знали, что такое тишина и совершенство мирной природы, и сумели ее передать».

Достаточно того, что, идя в зал, где расположена выставка, проходишь мимо партизан, радистов, автоматчиков, оружия, шинели генералиссимуса – в основной экспозиции музея. Потом разглядываешь десятки фотографий военных корреспондентов: автоматчики форсируют плавни, защитник Сталинграда отправляет в тыл врага в качестве агитатора кота с листовками, награжденные партизаны, водружение знамени победы над рейхстагом… И, наконец, попадая в основной зал, поражаешься точно найденной ноте тишины и живописного напряжения в картинах классиков советской живописи. Оказывается, вполне достаточно подтекста, - людям, прошедшим фронт, концлагерь, как тому же белорусу Михаилу Савицкому, плен, как Моисеенко, особенно понятна и притягательна тишина природы, избавленной от грубой силы вторгшегося в нее человека.

В предисловии к каталогу выставки перечислены имена более чем тридцати художников, погибших на фронте, из почти девяти сотен членов союзов художников советских республик, призванных в армию или отправившихся на фронт добровольцами.

Потому что это еще одно измерение искусства, - когда живые воссоздают красоту и за тех, кого уже нет на земле.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи