Возвращение Леонардо

Таможня признается в любви к искусству

Игорь Шевелев

Дата публикации 20 мая 2005 г.

Постановление об отмене таможенных сборов при обратном ввозе и вывозе культурных ценностей (публикуется сегодня в "РГ") исправило ситуацию, при которой многие выставки и культурные обмены с зарубежными странами оказались под угрозой отмены.

Исправленную ситуацию комментируют специалисты.

Ирина Антонова,

директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина:

Российская газета | Как вы восприняли это постановление?

Ирина Антонова | Мы узнали о нем накануне Международного дня музеев и были несказанно рады. Это торжество справедливости и здравого смысла. Был какой-то абсурд в том, что произведения искусства при пересечении границы и сборе таможенных пошлин приравнивались к холодильникам и мебели.

РГ | Насколько это облегчает реальные отношения музея?

Антонова | Наши зарубежные партнеры были в ужасе от грозившей им практики таможенной платы. В реальности это означало бы свертывание культурных программ по обмену выставками с другими странами. Более того, было непонятно, из каких средств оплачивать те выставки, что уже проходят. Та же Третьяковка, выставляя у себя огромную выставку Шагала, не имела бы средств вернуть ее владельцам. То же и с нашими выставками.

РГ | Постановление имеет обратную силу, действуя с 1 января 2005 года.

Антонова | Да, в некоторых случаях мы и наши партнеры были вынуждены уплатить свои деньги за возвращение выставок, не входившие в первоначальный бюджет. Теперь, кажется, их нам вернут. Внушает надежду, что в стране все-таки возможна какая-то справедливость.

РГ | Отразится ли это постановление на подготовке выставочных проектов?

Антонова | Безусловно. Мы готовили целый ряд выставок, которые буквально повисли в воздухе. Сейчас у нас должна быть большая выставка в Швейцарии. Мы и наши партнеры уже были готовы отказаться от проектов в ожидании лучших времен для культурного обмена. Рада, что этого не произошло. В декабре у нас в музее должна быть большая выставка произведений из Германии, Франции, и возникали те же проблемы. Огромные проблемы, как я знаю, у Эрмитажа, который ведет активную выставочную деятельность за границей.

РГ | Сыграли тут роль ваши горячие слова в беседе в редакции "Российской газеты"?

Антонова | Не берусь судить, но думаю, что пафос и энергия всех людей, которые, публично выступая, донесли до власти абсурд происходящего, свою роль наверняка сыграли.

РГ | Еще какие сложности при обменах выставками вы бы выделили?

Антонова | Сейчас все безумно дорожает, - страховка, транспорт, упаковочные материалы, то есть те специальные ящики с определенным климатическим режимом, в которых только и можно перевозить шедевры искусства. Видимо, это объективный процесс, с которым надо смириться. Большую роль здесь может играть спонсорство. Хорошо, когда Аэрофлот выступает спонсором перевозок некоторых наших выставок. Но есть еще грузовой транспорт. И так далее.

РГ | Открыто ли вам наконец финансирование за этот год?

Антонова | Только частично. Не открыто финансирование на реставрационные работы, на реконструкцию музея. Осенью, в начале нового учебного года, мы должны открыть детский центр при нашем музее. К сожалению, из-за отсутствия финансирования со стороны Минкультуры России эти работы приостанавливаются. Мы в музее очень напряжены по этому поводу. Пишем слезные письма в Минкультуры России и в Федеральное агентство по культуре и кинематографии, но пока сдвигов никаких нет.

Анатолий Вилков,
заместитель руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура):

РГ | Из-за чего возникла необходимость нынешнего постановления?

Анатолий Вилков | В связи с принятием нового Таможенного кодекса были введены понятия "реимпорта" и "реэкспорта", которых не касалось освобождение от налоговых сборов при ввозе и вывозе культурных ценностей. На этих понятиях стали выстраиваться документы правительства. В результате возникла ситуация, когда выставки, вывезенные за границу, при возврате вдруг оказались вынуждены платить до ста тысяч и более таможенного сбора. И наоборот, ввезенные в страну выставки также стали облагаться налогом при возврате. Нынешнее постановление, безусловно, сняло возникшее напряжение.

РГ | Можно ли сказать, что все сложности решены?

Вилков | К сожалению, нет. С введением второй части Налогового кодекса оказались не предусмотрены ранее существовавшие льготы для культурных ценностей, закупленных за границей государственными музеями и хранилищами. Исключение сделано только для особо ценных хранилищ, и то в случае, если ценности им подарены. Представьте, что наши музеи приобретают на зарубежных аукционах за государственные деньги культурные ценности и при ввозе их в страну должны платить НДС, еще 18% от стоимости. Хорошо, что при этом существуют льготы на покупку частными лицами. В результате мы видим, что в Россию буквально хлынул поток культурных ценностей, предметов искусства. Это замечательно. Но почему при этом музеи и государственные хранилища должны платить налог, совершенно непонятно.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи