Крестьянский мiр

Русский музей впервые встретился с Историческим.

 

выставка

Игорь Шевелев

 Соколов, Гусев и Шкурко на открытии

Государственный Русский музей, празднуя свой 110-й юбилей, представил в Государственном же Историческом музее большую выставку «Крестьянский мир в русском искусстве». Кроме картин и икон, в экспозиции в большом количестве представлены крестьянская одежда, прялки, украшения изб, предметы быта, домашняя утварь, - всего около трехсот произведений из фондов музея.

 

Русскую крестьянскую культуру, как известно, придумали немцы. Это не слова гоголевского Поприщина из «Записок сумасшедшего», а научный факт. Романтики и сентименталисты открыли в начале XIX века мир народной культуры, стали собирать сказки, легенды, изучать обычаи, находить памятники этнографии. Дойдя до России, немецкий романтизм обернулся славянофильством, словарем Даля, русскими сказками Афанасьева, изучением крестьянского быта и этнографии. Именно тогда, в середине XIX века, стало модно писать большие академические полотна на темы крестьянской жизни. Художники с социальным нервом использовали те же темы для обличения забитых масс и темной власти. Обличительных картин на нынешней выставке практически нет, лирическая благость Венецианова победила бичевание язв передвижниками.

Характерно, что выставка «Крестьянский мир» приехала из Петербурга. Этнографическая экзотика простонародной русской жизни ярче видна из имперской и чиновничьей столицы, из города искусственного и умышленного. Москва, может, и барская одним боком, но другим - простонародная. На себя эта кума не всегда может толком обернуться. Из классического Питера покосившаяся изба с прялкой виднее.

Между тем, русский крестьянский мир с его язычески-христианским двоеверием, календарным ритмом и видимым равнодушием к смерти, которое так поражало Льва Толстого, пронизывает русскую историю вплоть до сегодняшнего дня, во многом определяя русский менталитет. Революция практически уничтожила сословие дворян, и крестьянский мир разлился по России, выйдя из былой экологической ниши. Сегодня мы все наследники этого мира.

Желающие проникнуть в его темную и не всегда расшифрованную глубину могут воспользоваться выставкой из Русского музея как яркой эмблемой, за которой таится целый непознанный мир. Даже европеизированный наш язык и логика не всегда годятся как инструмент его познания. Иной раз вглядеться и означает - понять, другого пути нет.

Конечно, «лошадиным покровителям» святым Флору и Лавру, чья икона есть на выставке, посвящены многие исследования. А вот над очевидной связью «Крестьянской пирушки» галантного екатерининского века начала 1770-х годов и «Колхозным праздником» сталинского 1937 года с их нарочитым весельем и изобилием стоит задуматься. Картина что, выступала в роли визуального магического заклятия будущего урожая? Или идеологического знака, что «над всей империей безоблачное небо»?

Подпрыгивание девушек на качелях перед Пасхой или нежный разговор крестьянок через листву березы, которые мы видим на картинах выставки, – это точно магия, а не одна лишь живопись с композицией. А вот свекор что-то нашептывает в овине молодой жене сына. Снохачество, то есть сожительство со своей невесткой имело, оказывается, странные следствия: новый колокол не поднимали на церковь, пока в окружающей толпе не было снохача. Иначе, считалось, колокол не зазвучит.

Тут же картины, посвященные «забриванию» молодых крестьян в солдаты. Вот солдаты отправляются на войну, судя по времени написания картины, русско-турецкую. Однако мы забыли, что вплоть до реформы Александра III, то есть до 1880-х годов в армию вместе с мужем могла уйти жена, которая в этом случае обеспечивалась армейским пайком, как и полковая лошадь.

Наступает эпоха модерна. Крестьянки Малевича, Гончаровой, Кустодиева – словно проводники живописной силы и мощных статуарных форм. Новая же власть делает из крестьянской жизни идеологический полигон. Знакомая рассказала мне на выставке, как еще на излете брежневской поры студентке Строгановки не ставили зачет за портрет живописного старика-колхозника, пока она не пририсовала ему фронтовую медаль на лацкане пиджака. «Политработа», в том числе, и живописная окончательно доконала старую крестьянскую Русь, распылив ее по всей стране, наделив город и саму верховную власть кондовыми ее ухватками и мировоззрением.

Когда-то, в начале 1920-х годов, в Историческом музее прошла выставка «Русское крестьянское искусство». Собиратель и исследователь Василий Воронов впервые показал тогда предметы народного быта в качестве произведений искусства. Нынешняя выставка из Русского музея продолжает ту, первую, через целую эпоху.

Коллекционирование крестьянского искусства, икон, прялок было особенно активным, как мы помним, в 1960-70-х годах. В настоящее время оно идет спорадически. Хотя организаторы выставки и рассказывали, что красочные крестьянские половики, встречающие посетителей у входа, вошли в коллекцию музея в конце 1980-х годов. А недавно одна женщина предложила им двадцать полных комплектов старинной женской крестьянской одежды всего за 600 тысяч рублей. По 2 тысячи долларов за комплект, сущие копейки, если вдуматься. И самое время напомнить, что «Крестьянский мир в русском искусстве» - это первая выставка, полностью организованная на средства попечительского совета и спонсоров Русского музея. Куда же без них. Поскребите спонсора, и вы найдете потомственного крестьянина. Вышли мы все из народа, дети семьи трудовой.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи