Сон скульптуры

Выставка Тони Крэгга в ЦДХ

 Крэгг Тони по пояс на фоне своей скульптуры

экспозиция

Игорь Шевелев

 

Открывшаяся в Центральном доме художника выставка самого знаменитого скульптора современности Тони Крэгга «Тяжесть и нежность» может быть приравнена к эпохальным для Москвы выставкам Роберта Раушенберга, Гюнтера Юккера, Фрэнсиса Бэкона, Йозефа Бойса. Но те выставки проходили 15-20 лет назад. А тут новое пришествие.

 

Современное искусство часто раздражает, но никак не в исполнении великих мастеров, каким несомненно является Тони Крэгг (род. в 1949 году). Британец, ныне живущий в Германии, он автор работ, представленных в крупнейших музеях, украшающих городские площади и улицы, интерьеры банков и корпораций - по всему миру. Трудно найти премии и почетные звания, которых у него бы не было (впереди звание сэра). Он ездит по всему свету, открывая каждый месяц по одной из множества персональных своих выставок в престижнейших музеях, выставочных залах, на биеннале. В его мастерской под Дюссельдорфом, - а это бывший танкодром британской военной базы, - работает целая бригада помощников, управляющая строительными кранами и подъемной техникой. Довольно сказать, что привезенные в Москву полсотни скульптур (музейного, по оценке экспертов, уровня), которые созданы Крэггом за последние 15 лет, весят в общей сложности 18 тонн, и были доставлены на четырех 12-метровых грузовиках.

Но это «тяжесть», а «нежность» - художественные образы скульптора. Они отражают сюрреализм окружающего нас мира, который мы до сих пор еще не привыкли видеть. Формы космоса и микромира, эротические изгибы тела, машинерия и сновидная жуть, - все соединено в произведениях Тони Крэгга, описать словами которые нельзя, но над которыми можно бесконечное время медитировать: идеал скульптуры.

При этом поражает разнообразие материалов, с которыми работает Крэгг. Это – бронза, красное дерево, нержавеющая сталь, керамика, пластик, пуленепробиваемый кевлар, из которого делают аэробусы, инсталляции из сотен стеклянных предметов самой разной формы. Каждая из скульптур сама по себе может заворожить зрителя, но десятки работ, расположенные в просторных залах третьего этажа ЦДХ, просто погружают в ирреальное измерение нежного сна искусства.

Поневоле задумаешься над миром, который нас окружает, - мы затвердили его словами: техника, эротика, искусство, природа, но протри глаза, и увидишь, не пойми чего. Тони Крэгг, не чуждый литературным и философским опытам, рассказал о своих первых сомнениях в твердом устройстве мира. Когда он маленьким учился в школе-интернате, у других детей были маленькие японские транзисторы, на которые они ловили радио Люксембург. Он попросил такой же у папы, инженера-электротехника, работавшего на авиационном заводе. Тот сказал, что сделает сам. И подарил сделанный своими руками приемник размером с кирпич, который не спрячешь под подушку, да еще с двумя проводами, да еще ловящий только местную станцию Би-Би-Си. Так всемогущество науки и техники дало трещину в сознании будущего мастера, уступив место более сложному образному мышлению.

Трудно представить, как Тони Крэгг успевает ездить по всему свету, работать сутки напролет, - создание одной деревянной модели занимает 4-5 месяцев, затем следуют расчеты по переводу работы в деревянный, восковой или резиновый «негатив», потом отливка в бронзу или в нержавеющую сталь, которая неделями полируется. Так же тщательно полируется дерево. Работа с «материей», по мнению мастера, и есть оборотная сторона образного взлета скульптуры: ее надо щупать глазом, как рукой.

Можно добавить, что в Москву классик современного искусства Тони Крэгг приехал с сыном, с тещей, которая занимается литературным переводом с русского, что выставка «Тяжесть и нежность» продлится в ЦДХ до 17 июля, что к ней выпущен прекрасный каталог.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи