Служили два товарища

Спор чиновников закончится в суде?

 

Скандал

Игорь Шевелев

 

Разгорается скандал между руководством министерства культуры и массовых коммуникаций России и Федеральным агентством культуры и кинематографии. Министр культуры Александр Соколов, выступая в телепрограмме, по сути, обвинил последнее в коррупции. В ответ, глава Федерального агентства объявил, что подает в суд на А. Соколова. Наш корреспондент обратился за объяснениями к Михаилу Швыдкому.

 

 

Российская газета | Информационные агентства передали сообщение, что вы собираетесь подавать судебный иск на министра культуры и массовых коммуникаций А. С. Соколова. Что, на ваш взгляд, является реальной причиной и предысторией резких заявлений, высказанных им в ваш адрес в последней передаче «Постскриптум» на канале ТВЦ?

Михаил Швыдкой | Реальная причина такова. Министерство культуры и массовых коммуникаций России работает уже больше года. К сожалению, должен сказать, что результаты работы, на мой взгляд, неудовлетворительны. Неудовлетворительна законотворческая деятельность нынешнего министерства. Неудовлетворителен прием им подзаконных и нормативных документов. Особую обеспокоенность вызывает то, что министерство не смогло добиться нормального бюджетного проекта на 2006-2008 годы. По существу, как субъект бюджетного планирования, именно министерство отвечает за качество финансирования культуры. Предложенный проект бюджета крайне неудовлетворителен. Он, по существу, такой же, как бюджет 2005 года, что при определенной инфляции и увеличении цен на разного рода товары и услуги, на самом деле, является бюджетом меньшим, чем ныне существующий. Кроме этого, то, что министерство культуры и массовых коммуникаций не смогло добиться безусловного одобрения федеральной целевой программы и ее концепции и примерных цифр нужной потребности, - также свидетельствует об уровне работы министерства.

РГ | Это лежит в основании нынешнего конфликта?

Швыдкой | Да, я говорю об этом только затем, чтобы объяснить, почему через год с лишним работы министром Александр Сергеевич Соколов бросает тяжелейшие криминальные обвинения в адрес агентств, которые находятся в ведении министерства и, прежде всего, агентства по культуре и кинематографии. Он утверждает, что работа бывшего министерства и нынешнего агентства по культуре и кинематографии коррумпирована и держится на «откатах», которые ему известны, как бывшему ректору консерватории. На «откатах» на всех уровнях прежнего министерства и нынешнего агентства. Но, если он, как ректор консерватории узнал об откатах, почему он тогда же не сообщил об этом в прокуратуру и в другие ведомства, которые призваны бороться с коррупцией? Почему он бросает обвинения только сегодня? По одной простой причине. Только для того, чтобы отвести от себя упреки в качестве работы возглавляемого им министерства.

РГ | Вы будете отвечать на это в печати или в суде?

Швыдкой | Сейчас я не буду вдаваться в дальнейшие подробности. Я могу сказать, что своим заявлением на канале ТВЦ господин Соколов сумел оскорбить и меня, как руководителя бывшего министерства и нынешнего агентства, и всех, по существу, работников бывшего министерства и работников нынешнего агентства. Поэтому иск о защите чести и достоинства, который мы сейчас готовим, будет не только от меня, но и, как я полагаю, от других сотрудников федерального агентства. Юристы рассматривают вопрос, может ли агентство, как юридическое лицо, выступить в данном случае истцом.

Говорю об этом с горечью, потому что не раз и не два предлагал господину Соколову нормальное, конструктивное сотрудничество. Вместо этого мы имеем то, что мы имеем.

РГ | Михаил Ефимович, такого рода судебный иск не имеет прецедентов в современной России. Каких последствий вы ждете?

Швыдкой | Вы знаете, я не жду никаких последствий. Давайте разберем ситуацию. Если бы я стерпел то, что сказал господин Соколов, значит, я бы признал, что бывшее министерство культуры и нынешнее агентство является коррупционером и насквозь коррупционно. С этим жить нельзя, я с этим жить не могу. Честно говоря, я понимаю, что могут быть любые последствия данного иска. Это уже на усмотрение нашего общего с господином Соколова руководства. А не подать в суд я не имею права. У меня двое детей, которым я хочу спокойно смотреть в глаза.

 

Чем Большой отличается от Ла Скалы

 

Анатолий Иксанов, директор Большого театра

 

- Анатолий Геннадиевич, как вы реагируете на обвинения министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова. Высказанных им в программе «Постскриптум» на ТВЦ?

- Заявление министра культуры господина Соколова вызвало у меня просто изумление. Человек. Первое лицо в культуре России такими заявлениями, на мой взгляд, во-первых, провоцирует какую-то ситуацию, которая мне непонятна, - чего он хочет этим добиться? Во-вторых, он кидает тень на всю культуру. Ведь в его заявлении звучит то, что и в прежнем министерстве, и ныне на всех этажах берут взятки… Это какое основание он имеет вот так говорить? Если он, будучи ректором консерватории, - как он говорит, что знает это, - если он давал такие взятки, то его самого надо привлечь к ответственности в первую очередь. Я, например, взяток не давал - и не за что давать и не из чего просто взять. А если у кого-то есть, то это уголовная ответственность.

Это первое. Второе. Опять же, как руководитель государственного учреждения культуры я не могу относиться никак к действиям Швыдкого, что он подает иск. Я не вправе это комментировать. Но, как частное лицо, я скажу, что я поступил бы точно так же. И требовал бы колоссальную сумму возмещения морального ущерба. Причем, от имени всей культуры.

- А со своей стороны вы никаких исковых действий предпринимать не собираетесь?

- Нет, я не собираюсь никаких действий предпринимать, потому что его заявление, что реконструкция театра Ла Скала обошлась в 10 раз дешевле, чем реконструкция Большого театра, это абсолютно некомпетентно. Сама реконструкция Скала в 10 раз, а то и больше дешевле и меньше по масштабам. Там нет проблемы с фундаментом и с многими подобными вещами. Там реставрировать, на самом деле, нечего, это маленький театрик, он и строился как маленький оперный театр в провинциальном городе. Другое дело, что слава его идет от труппы Ла Скала, а не от здания. Здание просто игрушечное по сравнению с Большим театром. Поэтому, если он этого не знает, если он никогда не был в Скала, - я только могу ему посочувствовать. Потому что я с первого дня следил за реставрацией Скалы, бывал там регулярно и, как консультант, кстати, - приглашал сюда в качестве консультантов и специалистов тех, кто делал Скала, - и был на открытии Скала в декабре 2004 года, - поэтому я точно знаю, что там происходит, как там происходит и каковы там объемы. Несравнимые с объемами реставрации и реконструкции Большого театра. Поэтому прежде, чем делать подобные заявления,– тем более первому лицу культуры, - вызывает, кроме удивления еще и горечь.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи