От святых до пляжников

Три фотовыставки в МДФ на удивление

 

фотография

Игорь Шевелев

 

В Московском доме фотографии после завершения очередного конкурса «Серебряная камера» открылись три выставки. Ныне живущий классик Александр Абаза соседствует с архивными фотографиями, посвященными пляжному отдыху, а те – с концептуальной выставкой Никиты Алексеева и Игната Данильцева.

 

71-летний Александр Абаза начинал, как фотограф, в Риге, работал в тамошних газетах. Где еще как не на советско-прибалтийском западе 1950-60-х годов можно было постичь геометрическую гармонию кадра, изысканную красоту художественной фотографии? Переехав в Москву, Александр Абаза четверть века проработал в «Комсомольской правде», по-прежнему соединяя репортерскую цепкость в фиксации многообразных событий с исчерпывающей законченностью профессионального мастерства. Участнику множества отечественных и международных выставок, Абазе, как ни странно, впервые была устроена персональная выставка. Архив его необозрим. В МДФ показана лишь малая часть – строительство БАМа и Олимпиада-80, прилет в Москву Луиса Корвалана и портрет Николая Бенуа, хлопковые поля советского Востока и стеклянные новостройки 2000-х годов Москвы, Тито Гобби и Джоконда в Москве. На всех фотографиях лежит печать стиля автора. И пусть сегодня оказалось, что «художественная фотография» это сугубо наше, позднесоветское явление, архаическое паразитирование на ушедшем в классику формализме. Но для нас это еще и то визуальное обучение стилю, которое шло из Прибалтики. Оно и сегодня греет душу ностальгией.

А дальше переходишь в зал «Пляжного романа». Тут уж чистая история фотографии, начиная с 1900 года до наших дней, - этнография курортного отдыха, смены мод на купальные костюмы и затянутые в них женские телеса, типажи начала прошлого века и предвоенная мужественность, крымские и кавказские пляжи, - те групповые и одиночные фотографии «привет из Ялты», которые есть в любом семейном альбоме. Может быть, все дело в августовской погоде, но смотришь внимательно и, не отрываясь.

И дополняет общее впечатление совсем уж неожиданная выставка Никиты Алексеева и Игната Данильцева. Проведя два месяца на стипендии в пригороде Дюссельдорфа – Гольцхейме, московские художники заинтересовались, чьими именами названы тамошние улицы. Результат превзошел ожидания. Один был знатоком тибетской культуры, другой - изобретателем телевидения и участником в конце 20-х годов тайных опытов в СССР по телепортации, третий – генералом и другом Ататюрка, знатоком средневековых войн, четвертый открывателем гробницы Аттилы и автором теории, что династия франкских королей произошла от сына Иисуса Христа и Марии Магдалины, пятый - родоначальником атональной музыки, погибшим в первую мировую под Ипром, шестой – погибшим летчиком, изобретавшим летательные аппараты ни тяжелее, ни легче воздуха, седьмой – слепым хирургом, теологом, расстрелянным гитлеровцами, ныне внесенным в список на беатификацию, восьмой – актером и режиссером в кабаре, автором фарса «Брехт, Гитлер и клизма – вот троица», скончавшимся в Сингапуре от алкоголизма. И так далее, всего двенадцать человек, с фотографиями, с личными вещами, с уличными указателями. Если это все придумано, то придумано великолепно. Если - правда, то вообще нет слов.

Выходишь из МДФ в глубокой задумчивости. Говорят, что в октябре Московский дом фотографии закроют на реконструкцию, и там будет что-то совсем иное. Кажется, наступает время перемен и удивлений. Надо спешить все это видеть.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи