Рука Бурганова

Ко дню города в «Манеже» открылась выставка известного скульптора

 Галя и Гумилев

экспозиция

Игорь Шевелев

 

Искусство скульптуры жестоко, особенно в России. Или ты начальник и власть имеешь ставить свои идолы в реальном пространстве и времени, или осужден не выходить за пределы гипсовых эскизов и макетов в собственной мастерской. Даже вечный бунтарь Эрнст Неизвестный утверждал, что скульптор не может быть диссидентом, - он всегда на службе действующей власти. Или же он не совсем скульптор.

 

Эти мысли приходят на открывшейся в центральном «Манеже» огромной выставке скульптора Александра Бурганова. Она приурочена к 70-летию мастера, случившемуся, правда, несколькими месяцами ранее, и потому более – ко дню города, который будет отмечаться в ближайший уик-энд. Каталог к выставке начинается приветствиями президента РФ Путина В. В., председателя Совета Федерации Миронова С. М, мэра Москвы Лужкова Ю. М., патриарха Московского и всея Руси Алексия II и доброго десятка других деятелей от заместителя генсека ООН Орджоникидзе С. А. и председателя Мосгордумы Платонова В. М. до президента Академии художеств Церетели З. К. и президента Московского международного Дома музыки Спивакова В. Т. То есть сомнений в значимости фигуры скульптора Бурганова А. Н. не возникает.

Выставка называется «Скульптура и город» и посвящена бытованию скульптуры в городской среде. К чему, конечно, автор ижевского монумента «Дружба народов», вашингтонского памятника Пушкину, рельефов храма Христа Спасителя, четы Пушкиных и принцессы Турандот на Арбате, а также множества аллегорических фигур на Украинском бульваре, который вскоре будет сдан «под ключ», имеет прямое отношение.

Еще данную выставку в Манеже можно назвать художественной экспансией «Дома Бурганова», что был открыт в Большом Афанасьевском переулке ровно пять лет назад, поскольку заполнить гигантское выставочное пространство самому мастеру помогли своими произведениями его дети, Мария и Игорь, а также многочисленные ученики, выпускники Строгановки, где Александр Николаевич Бурганов преподает с самого начала 60-х годов, сразу после защиты диплома. Трогательные списки выпускников, числом около четырехсот, тоже можно прочитать на выставке, среди них, например, Дмитрий Пригов и Леонид Соков, Александр Рукавишников, Георгий Франгулян, Александр Цигаль. Последние представлены произведениями, среди которых привлекают, например, внимание «Гумилев» и «Александр Грин» А. Цигаля.

Впрочем, на выставке все привлекает внимание. Искусствоведы отмечают, что вообще-то русские люди больше любят разглядывать картинки, - это как-то интимнее и безопасней. К скульптурным «идолам», помещенным в городскую среду, мы относимся с большей опаской, пытаемся не замечать или бояться, как какого-нибудь «железного Феликса», или роптать, как на бесконечные поделки неутомимого Церетели.

В этом смысле, Александр Бурганов относится к нам почти что щадяще. Глядя на сюрреалистических монстров, на закрученные в морской узел человеческие конечности или свободные композиции из ошметков тел, понимаешь, что и сам должен был бы жить среди них иначе, - творчески и свободно, к чему, собственно, московская жизнь не всегда приспособлена. Наверное, поэтому, выходя из своего «Дома» в глухом углу старой Москвы, Бурганову проще устраиваться со своими скульптурами где-нибудь в Брюсселе, или рисовать бесконечные графические листы, выпускать книги, заниматься театральными проектами, изучать вместе с учениками законы преобразования пространства. Кстати, и нынешней выставке предшествовала тщательная «домашняя работа», когда в мастерской скульптора был сделан макет Манежа, и в нем расставлялись по-всякому маленькие модели композиций, - для поиска наилучших ракурсов и перспектив воспринимающими их зрителями. Пройдя зал, упираешься в гигантскую «Свободу», заказанную, как следует из таблички, Брежневым Л. И. для гостиницы на Якиманке (для «Президент-отеля»?), но репрессированную пришедшим к власти Андроповым Ю. В. и пролежавшую «на полке» 20 лет.

Впрочем, подспудное влияние творчества Бурганова на московскую городскую среду тоже не стоит преуменьшать. Ранее Александр Николаевич уже передал в дар городу две с половиной сотни своих произведений. А на открытии выставки он публично подписал акт о передаче Москве еще ста своих работ. Причем, облагораживание окружающей среды художником всем этим не ограничивается. Например, Александр Бурганов участвовал в выпуске книги фотографий крупного московского чиновника Ивана Ищенко «Симфония цветов». Теперь эти же фотографии флоры в большом количестве представлены и на выставке в «Манеже». Когда художники и чиновники объединяются в красоте, та воистину становится страшной силой.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи