Сбываются лишь дурные пророчества

Американский писатель Лев Гурский о себе, президенте и Томе Клэнси

 Лев Гурский

из первых уст

Игорь Шевелев

 

На недавно прошедшей книжной ярмарке в Москве одним из ярких гостей и персонажей был американский писатель Лев Гурский, который представил свой очередной детектив «Никто, кроме президента», вышедший в издательстве «Время». Корреспондент «РГ» встретился с заезжим гостем.

 

Российская газета / Расскажите о вашей «президентской» серии детективов, которую продолжает новая книга?

Лев Гурский / Серия началась десять лет назад с романа «Убить президента» и продолжается до сих пор. Новая книга «Никто, кроме президента» вышла две недели назад. Хотя в названиях есть слово «президент», каждый раз имеются в виду разные прототипы. Действие последнего романа происходит в недалеком будущем, но современные реалии угадываются. Жанр этих книг пограничен, - что-то от классического детектива, что-то от иронического романа, что-то от антиутопии, что-то от романа-фельетона. Я стараюсь соблюдать принцип, завещанный Грэмом Грином, который в лучших вещах соединял остросюжетный роман с психологическим, проходя по грани между трэшем и высокой литературой, будучи интересен разным группам читателей.

РГ / Откуда вы так знаете реалии нашей жизни, сидя в американской глубинке?

Гурский / На самом деле, я уже большую часть времени провожу в России, в Саратове, городе своего детства. С другой стороны, российская реальность настолько фантастична, что за ней не угонится никакой роман. Поэтому не я следую за реальностью, а реальность идет по пятам моих книг. Сначала я описываю некие происшествия, а потом они случаются в действительности.

РГ / Например?

Гурский / Я предсказал многие вещи. Смерть генерала Лебедя, отставку Александра Коржакова, неприятности Эдуарда Лимонова и так далее. К сожалению, когда пророчишь что-то плохое, больше шансов, что оно сбудется.

РГ / Со стороны лучше видна столичная жизнь, которую вы изображаете в своих книгах?

Гурский / Да, московскую жизнь мне лучше наблюдать на расстоянии. К тому же многие вещи настолько предсказуемы, что довольно понять тенденцию. Разведчики чаще всего получают информацию из открытых источников. Детективщик тоже пользуется открытыми источниками, черпая из них квинтэссенцию, на основе которой не ошибается в прогнозах.

РГ / Ваша последняя книга случайно вышла в оранжевой обложке? Вы за или против президента?

Гурский / Я уверен, что роман понравится и тем, кто за президента, и тем, кто против. Его специфика в том, что сильные аргументы найдут и те, и другие. В подробности я не углубляюсь, - в детективной литературе нельзя рассказывать сюжет. Что же касается оранжевого цвета, то все остальные романы серии имели другие цвета, - синий, голубой, зеленый, бордовый. Дошла очередь и до оранжевого.

РГ / Дался вам наш президент, скажут иные читатели? Писали бы о Буше, мистер Гурский!

Гурский / Президент у меня вполне условен. Я оговариваю, что все совпадения с реальностью случайны. Большинство героев, имея прототипы, все же плод моего воображения. Произведение написано в форме монологов персонажей от первого лица. То есть, в первую очередь, они - это я. А уже потом министры, президенты, депутаты.

РГ / Другой вопрос от ваших критиков, - где вы видели таких депутатов, генералов ФСБ и лидеров ООН? В своем воображении?

Гурский / Я бы сказал, что писатель не должен следовать за жизнью. Это неинтересно. Гораздо интереснее, когда жизнь следует за воображением писателя. Литература первична, жизнь вторична. Я написал таких депутатов, министров, шоуменов, и они такими будут. Мы же не предъявляем претензии фантасту за изображение марсиан. Как их выдумал Герберт Уэллс, так они и выглядят. Депутаты и фээсбешники выглядят так, как их придумал писатель Гурский.

РГ /На последней странице книги написано, что ваш редактор – Роман Арбитман, известный критик. Как вы строите с ним отношения, не давите друг на друга?

Гурский / В некотором роде он уже стал моим альтер эго. В некоторых вещах он оказывает мне вполне квалифицированную помощь.

РГ / По телевидению прошел сериал «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского», снятый по вашей книге. Вы освоили и этот мир заэкранья?

Гурский / Нет, я полностью доверился сценаристу и режиссеру, как профессионалам. Они взяли за основу мою книгу «Перемена мест», я им не препятствовал. Телевидение и литература это разные вещи. Когда я пишу, я не спрашиваю их советов. Снимая кино, они имеют право обходиться без моих. Книга и сериал лишь прикасаются друг к другу, не более того.

РГ / Как выстроены ваши отношения с Голливудом?

Гурский / У Голливуда мало интереса к российским событиям и, как следствие, к моим романам. Думаю, что тут все еще впереди.

РГ / С кем из писателей общаетесь в Америке, в России?

Гурский / Я большой поклонник Тома Клэнси, но зачастую наше общение одностороннее. Он помогает мне в довольно важных вещах, часто даже сам о том не подозревая. В России общаюсь со всеми мастерами детективного жанра, за исключением дам, с которыми у меня сложные отношения.

РГ / Вы женоненавистник?

Гурский / Нет, конечно, но против понятия «женский детектив» все мое нутро протестует. Нельзя делить литературу по половому признаку. Так вышло, что в России женский детектив это издательские, а не писательские проекты. То есть это фабрика, в которой мало творчества и много коммерческого расчета: что надо для аудитории? Произведение превращается в усредненный продукт. А я предпочитаю авторов, у которых ест собственный стиль, своя линия. Издатели в России, к сожалению, сознательно занижают уровень аудитории, чтобы находить для нее нужных авторов. Если западные издатели иногда поднимают читателя до своего уровня, то ваши опускают, и у читателя с понятием детектива ассоциируется что-то непритязательное, пустое, какая-то жвачка для мозгов.

РГ / Какие ваши издательские планы?

Гурский / В конце года начну новый роман, в котором будет не только детективная, но и мистическая линия. Будет эзотерика, некие фантастические приключения, хотя и в небольших дозах. Несомненно, что там будет и политика, поскольку детектив без политики для меня неинтересен. Российская политическая реальность еще не исчерпала себя для произведений такого типа.

РГ / Особенно когда есть американский паспорт, чтобы вовремя смыться?

Гурский / Я могу уехать из России, но российская реальность это то, что питает мое творчество. Без нее не будет писателя Гурского.

РГ / Что бы вы посоветовали из прочитанного?

Гурский / Хотел бы отметить роман моего английского коллеги Хью Лори «Торговец пушками». По стилистике он очень близок моим произведениям. Английский юмор не мешает автору создать увлекательный детектив с политикой, убийствами, международным терроризмом, оружейными корпорациями. Лори – известный актер, сыгравший в сериале о Дживсе и Вустере. Тем не менее, он написал очень неплохой роман, который вышел в этом году и на русском языке. Жаль, что это пока единственный его роман.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи