О-о-ох, ноженьки!..

Выставка итальянской женской обуви в Историческом музее

 

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

Тот, кто не жил во времена застоя, не знает, чем были для советской женщины итальянские сапоги. Предмет мечты желанной, образ счастья. Теперь эти сапоги, да и многое другое можно посмотреть на выставке «100 лет любви – женщины и итальянская обувь. 1880-1980», которая будет проходить в Государственном историческом музее до 28 октября.

 

У Василия Шукшина есть рассказ начала 70-х, который гениально читал Сергей Юрский, как сельский тракторист поехал в город и там вдруг купил жене итальянские сапоги. Едет назад, а в голове лишь одна тупая мысль: «Половина мотороллера, половина мотороллера…» Привез, жена стала мерить, а нога не пролезает. Голенище не лезет. Что же это за нога проклятая!

Прошли времена. Итальянской обуви теперь столько, что и на Исторический музей хватило. Оказалось, что итальянцы шьют обувь с тем же искусством, что французы одежду. Что, чем короче юбка, тем больше внимания на обувь. Что диктатура приходит на толстой подошве, а времена джаза и свободы – на шпильках. Потом снова приходят лодочки, босоножки, снова шпильки. Глядя на обувь начала ХХ века, понимаешь, что ничего не изменилось, а, значит, как говорил герой Шукшина: «Ничего. Хорошо».

Свою коллекцию в Исторический музей привез международный музей обуви из Виджевано, небольшого городка на севере Италии, где исстари сотни мастеров шили обувь, и где, кстати, работал Леонардо да Винчи. Там в замке XIY-XY веков собрано более полутора тысяч пар обуви, из которых самая старая датирована 1495 годом. Сто пар из них добрались до Москвы, чтобы, в случае успеха, поехать в Лас-Вегас и Токио. Ведь это первый выезд коллекции музея за рубеж.

Итальянцы уверены, что год Италии в России не ограничивается одними лишь выставками живописи, концертами и театральными гастролями. Вслед за обувью в Москву двинется итальянская мебель, вино и закуска, здоровый образ жизни в виде фитнеса, автомобили вместе со станками. Почему именно в залах Исторического музея проходит выставка, где на босоножки из золотистой лайки и на сабо из матового атласа, украшенного мелкими бриллиантами, невозмутимо глядят половецкие каменные бабы, а не в каких-нибудь бизнес-центрах и промышленных палатах? Да потому что само понятие искусства становится во всем мире более размыто, чем прежде, соприкасаясь с самыми разными сторонами жизни, включая обыденные. Это отличает, например, в последние годы экспозиции в музее Гуггенхайма, связанные с деятельностью крупнейших корпораций. Подобное вызывало нарекания со стороны музейных коллег, но вот уже и Метрополитен присоединился к «новой волне». А Историческому музею и вовсе не стыдно, поскольку история это вообще все, что нас окружало и окружает. Включая такие прекрасные вещи, как женская обувь, вызывающая сплошь ностальгию и нежные устремления к лучшему.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи