Фототанец

В Манеже открылась выставка, посвященная Майе Плисецкой

 Плисецкая, Свиблова, Гафин

Юбилей

Игорь Шевелев

 

Празднование 80-летия великой балерины Майи Плисецкой проходит в масштабах самого явления: каждый день открываются фестивали, выставки, кинопросмотры, происходят балетные премьеры. Вот и в Манеже открылась большая выставка «Майя Плисецкая», подготовленная Московским домом фотографий.

 

Приехавшая на открытие Майя Михайловна сама с интересом рассматривала свои фотографии разных лет, начиная с семейных, с детских, из которых самая любимая, по ее признанию, та, что была сделана в 1929 году, когда ей было четыре года. А затем фотографии сцен из балетных постановок, репетиций, встреч со знаменитостями, из которых, впрочем, сама Плисецкая знаменитее всех. Но приятно увидеть Майю Михайловну вместе с Ольгой Спесивцевой, Михаилом Барышниковым, Эльзой Триоле, Коко Шанель, Марком Шагалом.

Снимать ее необыкновенную пластику, выразительное лицо – это, конечно, одно удовольствие, которым активно пользовались отечественные и зарубежные фотомастера, начиная с Виктора Ахломова, Ричарда Аведона, Коллет Массон, Евгения Умнова, Леонида Жданова, Алена Берже, Владимира Блиоха. Да о чем говорить, если сама Джина Лоллобриджида была счастлива сфотографировать тридцать с лишним лет назад сцену из балета «Анна Каренина», в которой Николай Фадеечев (Алексей Александрович Каренин) тщетно пытается удержать пустившуюся в полет от мужа Майю Михайловну.

Попытка Плисецкой станцевать музыку понятна, тем более что она всегда удачна, - и еще понятнее желание зафиксировать этот зримый музыкальный образ в ее лице. Известно несколько прекрасных фотоальбомов балерины, начиная с того, что в 1992 году сделал Пьер Карден, и заканчивая изданием, вышедшим прошлой осенью в Москве усилиями Валерия Головицера. Так что перед устроителями нынешней выставки стояла лишь проблема отбора из огромного материала.

Кроме фотографий, в экспозиции представлены рисунки Владимира Шахмейстера – давнего друга и почитателя балерины. А тут еще на плазменных экранах непрерывно показывают фрагменты балетов, в которых танцевала Плисецкая, фильмы о ней, о ее творческих вечерах. Все вместе создает совершенно необыкновенное ощущение творческого мира великой артистки, в который погружается посетитель выставки. Особенно, когда схлынет понятный ажиотаж на открытии, вызванный появлением в Манеже самой Майи Плисецкой. Дюжие охранники с трудом выгородили пространство в этом столпотворении для виновницы торжества и сопровождавших ее вице-президента Альфа-банка Александра Гафина и директора Московского дома фотографии Ольги Свибловой. Последняя, когда пришло время открывать выставку, объявила среди присутствующих фотоконкурс на лучший снимок Майи Плисецкой с двумя огромными букетами алых и белых роз. Само несоответствие между объявленным возрастом юбилярши и тем, что видишь перед собой, составляет предмет особого эстетического переживания. Так что фотосессия Плисецкой только набирает силу, устремляясь в будущее.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи