Без Церетели

Аня Бирштейн и смеющийся Никогосян

Выставка Николая Никогосяна в Малом Манеже

Экспозиция

Игорь Шевелев

В Малом Манеже с большим успехом проходит выставка известного скульптора и художника Николая Никогосяна. 87-летний мастер, по его собственным словам, всю свою жизнь вдохновлялся двумя вещами, — русской культурой и женщинами. Последние, по его мнению, выше национальности.

Если кто помнит, скульптуры народного художника СССР, действительного члена Академии художеств, лауреата Госпремий Николая Багратовича Никогосяна после войны занимали место нынешней притчи во языцех Зураба Церетели. Только тогда их ставили не на площадях, а украшали ими высотные дома. Пусть теперь они слегка обветшали, но присмотритесь повнимательнее к зданию МГУ на Воробьевых горах, к высотке на площади Восстания… Стоят, как миленькие.

То время минуло. Теперь другие герои и немного иные законы, по которым обретают успех. Но настоящий мастер не может унывать, поскольку он выше времени. Целая стена одного из больших залов на выставке отведена под холсты с обнаженными натурщицами, — сразу узнаешь прекрасных армянских девушек, русских барышень, темнокожих красавиц из Мали и сопредельных африканских государств. Прибавить сюда деревянные скульптуры многочисленных «Ев без Адамов», и прекрасной половины окажется больше, нежели портретов официальных лиц, которыми уставлен первый и как бы главный зал выставки. Нет, не главный. Главное — здесь, в живописно-скульптурном гинекее.

На открытии выставки артист Валерий Золотухин зачитал, стоя рядом с самим Никогосяном, послание Николая Багратовича «городу и миру». В нем тот, в частности, сказал важные и даже исповедальные вещи. «Мне уже 87 лет. Я тороплюсь сделать все, что еще можно успеть. Мой отец, дожив до 87 лет, не увидел смысла в своей жизни и покончил с собой. Искусство дает мне смысл, желание жить и работать».

Хлебосол, остроумец, всегда окруженный прекрасными дамами, Никогосян в молодости танцевал в балете, в нынешние годы занялся литературой. При том, что основной работе отдается все время, — в Малом Манеже выставлено 70 скульптур из бронзы, камня, дерева, почти две сотни живописных холстов и рисунков. Сын раскулаченного армянского крестьянина, он умеет и любит работать. Учителем в живописи считает Александра Осмеркина, члена знаменитого «Бубнового валета», от которого перенял любовь к пиршеству красок, к живописной мощи, которая видна не только в его ню, но и в многочисленных натюрмортах.

Можно сказать, что художнику всегда везло. Он считает, что его спасло неважное, как сам он говорит, знание разговорного русского: всегда был хороший повод не объясняться с начальством о неприятном. Везло и с официальным признанием, и с уважением коллег, с любовью друзей и даже с отсутствием нареканий со стороны черни, которым все заметное всегда не по нутру, — а что бывает заметнее произведений скульптора? Особенно такого, как Николай Никогосян…

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи