Пейзаж умирания

В Третьяковке открылась юбилейная выставка Алексея Саврасова

 1235.Грачи прилетели

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

Большая выставка знаменитого русского пейзажиста Алексея Саврасова (1830-1897), открывшаяся в Инженерном корпусе Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, приурочена сразу к двум знаменательным датам: к 175-летию художника и 150-летию самой галереи.

 

Видно, поэтому она и случилась как раз посередке, - юбилей Саврасова прошел незамеченным в мае нынешнего года, а полтора века Третьяковки стукнут в мае будущем. Но, может, оно и к лучшему, что именно сейчас. Когда выходишь из галереи на улицу и видишь вокруг себя смурной пейзаж с дождем и снегом, словно сошедший с картин Саврасова, изобразившего, как никто другой, эту печальную и одинокую землю, где жить труднее, чем умирать, то еще больше проникаешься и его творчеством, и его судьбой.

Кто такой Саврасов объяснять не надо. «Грачи прилетели», - и все на месте. Однако нынешняя выставка должна, по мнению устроителей, опровергнуть общее мнение об этом художнике, как «авторе одной картины, пусть и гениальной».

Еще парадокс: едва ли не самый знаменитый русский пейзажист, - «Грачи прилетели» хотели в свое время сделать символом Третьяковки, - удостаивается большой выставки впервые за более чем полвека. Для этого в залах разместили почти сотню живописных работ Саврасова и около полусотни графических. Большинство их поступило из самой Третьяковской галереи, в том числе и из запасников, но есть работы и из полутора десятков музеев России от Серпухова до Барнаула, и из частных коллекций Москвы и Питера.

Надо заметить, что пейзажи Саврасова были едва ли не первыми, купленными Павлом Третьяковым для своего собрания. Он приобретал работы этого художника, начиная с 1858 года, и тот был одним из любимейших авторов. Но не все их можно увидеть даже на этой монографической выставке. Дело в том, что в 1930-е годы, следуя директиве о комплектации музеев СССР, многие картины Саврасова отправились по городам и весям России и союзных республик. И большая часть их оказалась сегодня в других государствах. Взять их для выставки из Риги, Баку, Алма-Аты и других столиц ближнего зарубежья оказалось невозможно. Пришлось ограничиться репродукциями в каталоге, куда, кроме представленных работ с выставки, вошли еще и другие произведения Саврасова из 34 музеев бывшего СССР.

При этом на выставке представлены все периоды творчества родоначальника русского «пейзажа настроения». Начиная с красивых романтических видов 1850-60-х годов, написанных в русле своего учителя Карла Рабуса, после смерти которого он занял место главы пейзажного класса в московском училище живописи, ваяния и зодчества, и до более поздних работ, в которых Саврасов стремится угождать вкусам любителей академических и даже салонных пейзажей в духе моднейшего тогда академика Юлия Клевера.

Возможно, злую шутку сыграл с художником и феноменальный успех картины «Грачи прилетели». Саврасов участвовал в создании товарищества передвижников, был избран в правление. Первая их выставка в 1871 году была, как известно, не только художественным, но и социальным явлением, привлекшим общее внимание. Именно тогда выставленная картина «Грачи прилетели» стала символом России на все времена, - от «Родной речи» до коробки конфет. Художник потом пытался найти секрет своего успеха, делал повторы, вариации, но тщетно.

Будущий восторг публики совпал с личной трагедией. В Ярославле, куда он уехал с семьей работать, зимой того же 1871 года у Саврасова умерла новорожденная дочь (всего у него было восемь детей, из которых четверо умерли, зато оставшиеся разрослись в целое генеалогическое древо, а сын от второго брака, А. А. Моргунов стал членом объединения «Бубновый валет», до чего Саврасов, к своему счастью, не дожил). Тяжело болела жена, и знаменитая картина не могла не отразить всей сложной гаммы переживаний автора, чудесным образом врачуя не только его, но и всех зрителей зримым ощущением будущей вечной весны.

Проникновение в душу русского пейзажа далось художнику нелегко. Болезнь глаз, пристрастие к спиртному, депрессии привели к разрыву с коллегами, увольнению из училища, где учениками Саврасова были Коровин и Левитан, лишению казенной квартиры, краху семейной жизни. Начались скитания, нищета, продажа работ за гроши, гражданский брак с приютившей его женщиной (от которой, среди прочих, родился и сын-авангардист), смерть от белой горячки в сумасшедшем доме для бедных.

Это лирика. А реальность в том, что выставка Саврасова проходит во времена неслыханного ценового бума на произведения русских художников XIX века, в том числе, и на его пейзажи. Художник всегда был плодовит, уже в 12 лет он навострился писать романтические виды извергающегося Везувия, продавая их торговцам с Никольской и Ильинки. Его зарубежные поездки в 1860-е годы, общеевропейский пейзажный академизм, поздний трагический период жизни и творчества, копии собственных работ – все это, конечно, дает шанс изготовителям фальшаков и заставляет внимательнее присматриваться к представленным в экспозиции картинам из частных собраний, тем более что сама выставка организована на деньги спонсоров, у которых, возможно, тоже есть свой Саврасов.

Безусловным авторитетом по творчеству художника считается сотрудник Третьяковской галереи Владимир Петров, куратор этой выставки, который, как правило, и дает заключения, что считать «настоящим Саврасовым», а что нет. В экспозиции представлены более двадцати полотен, поступивших от дюжины частных коллекционеров Москвы и Санкт-Петербурга, причем, многие произведения не известны не только широкой публике, но и специалистам. Среди них, скажем, большая картина «Вид Киева с Днепра на Киево-Печерскую Лавру» 1852 года, вдруг возникшая из небытия этим летом и уже осенью представленная на московском антикварном салоне. Теперь вывешенные на стенах и напечатанные в каталоге все они обретают легитимность. Кроме несомненного качества, все их отличает хорошо исполненная подпись художника. Обычно, если приглядеться к его работам, бросается в глаза, как часто он стремился поставить свои подписи не так заметно, как-то затушевать их, исполнить на темном фоне, что, конечно, многое говорит о самой личности Алексея Саврасова, похожего, по словам Константина Коровина, то ли на крестьянина, то ли на доброго доктора, то ли на бога. Но теперь, видно, такие времена, что подпись Саврасову лучше ставить поотчетливее, на белом фоне, чтобы купившие его богатые коллекционеры спали спокойнее.

Конечно, любая внимательность к картинам художника идет только им на пользу. Архетипические русские пейзажи Саврасова с детства вошли в нас, заставив забыть об их немецких и французских корнях. Нынешние любители занимаются поиском точек, с которых он писал свои картины, будь то Харьков, Киев, Сокольники, Строгино, Братцево или Мазилово. И это тоже интересно.

Выставка Алексея Кондратьевича Саврасова в Третьяковке продлится до середины марта 2006 года, и у нас всех будет достаточно времени, чтобы выяснить спорные моменты его творческого наследия, а, главное, сполна им насладиться.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи