«Царица-суббота и ее подданные»

Цветы запоздалые

 

Так называется сборник еврейских притч, легенд, анекдотов, рассказов и странных комментариев к Библии, увидевший свет в Москве года три назад. Тогда я написал короткую рецензию на него в издание, которое, к сожалению, не появилось. А недавно нашел ее, перечила и подумал, что если сами притчи за столько веков не состарились, то неужели их испортит какая-то припозднившаяся рецензия?..

«Раби Леви-Ицхак из Бердичева любил всех евреев, даже тех, кто не изучал Тору». Это то простодушие, которое рассчитано на понимание слушателей и потому лукаво, мудро, парадоксально. В общем, держится на интонации, и если ты ее не понимаешь, то при большом желании вполне можешь принять за пресловутый заговор.

В отличие от фольклора других народов бродячие сюжеты еврейских притч и легенд имеют черту оседлости в Библии и окружающих ее комментариях. Ведь время от Авраама до местечкового мудреца протекло в глазах Б-га мгновенно. Объятый пламенем, но не сгорающий куст ежевики, из которого Б-г говорит с Моше, горит и посейчас. Намек на продолжающуюся судьбу народа. И диалог с Б-гом идет, не прекращаясь. Иногда на высоких тонах.

«Доброе утро, Владыка мира!

Я Леви-Ицхак из Бердичева, сын Сары, обращаюсь к Тебе с претензией.

Чего ты хочешь от возлюбленных Тобой сынов Израиля?

Только и есть, что «Повелевая сынам Израиля… Приказываю сынам Израиля…»

Милостивый Отец, на свете столько других народов – русские, немцы, англичане…

И все они говорят: «Наше царство – всем царствам царство!

Наш император – всем императорам император!»

А я, Леви-Ицхак из Бердичева, сын Сары, говорю: Да славится и да святится великое Имя Его!

И еще говорю я, Леви-Ицхак из Бердичева, сын Сары: не сдвинусь я с этого места, пока не прекратятся наши страдания, пока не придет им конец…

Да славится и святится Имя Всевышнего!»

Поучениям и анекдотам прилично быть бородатыми, если бородаты рассказывающие их мудрецы. Такова уж вечная жизнь с вечной книгой, что все происходящее – это ее домашнее дело.

Как-то Моше, придя к Б-гу за скрижалями Закона, вступил в прения с ангелами, которые протестовали против такого роскошного подарка таким недостойным людишкам. Моше показал себя тонким начетчиком в Законе и, к удовольствию Б-га, срезал-таки ангелов.

И вот через три тысячи лет где-то на Украине возникло сильное сомнение: а с чего бы это ангелы, которые в антисемитизме замечены прежде не были, так себя повели в этом деле? Магид из Дубно, что недалеко от Лучка, рассказал по этому поводу следующую историю?

«В одном местечке был учитель. Тору он знал хорошо, но уж очень на детей кричал. И когда он решил найти себе службу в другом месте, все обрадовались. Оттуда приехал человек. Чтобы увезти учителя. И когда он приехал, все родители учеников пришли к этому учителю домой и стали голосить: «Ой, не отпустим нашего дорогого ребе! Ой, не отпустим! Пусть он останется у нас!»

Учитель удивился. Три года его все ругали, и вдруг – на тебе! Такая любовь… Он решил спросить, в чем дело? Старый директор отвел его в сторону и негромко говорит: «Дорогой ребе! Если та община увидит, что мы расстаемся с вами с удовольствием, они еще, пожалуй, вас не возьмут. Нам это надо?..»

Не так ли, добавляет от себя Магид из Дубно, поступили и ангелы? Может, когда Моше пришел получать Тору, ангелы испугались, как бы он не усомнился, что ему дают хорошую вещь, и решили немного набить ей цену?

Что ни говори, хасидская ирония может испортить отношения не только с терпеливыми украинцами. Что украинцы, если сам Б-г, того и гляди, поморщится от подобных интерпретаций! Вот тогда мы Его и спросим: а что, Он не знал, кого именно выбирает Своим народом?

Вообще же хвала Г-споду – дело тонкое, если живешь с Ним бок о бок столько времени! Вот, к примеру, случай с царем Давидом и лягушками.

Как-то, написав один из лучших своих псалмов, царь Давид немножко чересчур возгордился. Пришлось лягушке из ближайшего пруда его отрезвить. Она резонно заметила, что вот ее предки славят дела Создателя тысячи лет кряду и ничего, не бахвалятся. И особого вдохновения не ждут, квакают себе беспрестанно. Царь Давид, конечно, опешил. Но Б-г подтвердил: да, в Его глазах все оды к радости за данную Им жизнь равны между собой!

Глубоко задумался царь Давид. Потом пошел и написал псалом еще лучше прежнего. Вот он: «Восхвалите Г-спода с земли!»

Не так ли каждый народ хвалит Создателя? И все это вместе и есть одна книга. А разница между главами? Ну что разве что интонация… Или вы думаете иначе?

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи