Еврейский детектив

«И сказал: имя тебе Израиль, ибо ты боролся с Богом и будешь людей одолевать».

 

Леон Юрис. Исход. М.: Текст, 1994, 30 тыс. экз.

 

… Конец 1946 года. Англичане блокируют Палестину. Евреев, пытающихся туда прорваться, держат в лагерях на Кипре. Великобритания нуждается в арабской нефти и предельно сокращает еврейскую эмиграцию. Евреям же, многие из которых чудом спаслись от Гитлера, просто некуда деваться. Агенты Моссада ведут подлинную войну с теми самыми англичанами, вместе с которыми только что воевали против фашистов. Но Британия неколебима. Тогда затеяна провокация. Триста детей выкрадываются из-под охраны англичан, их сажают на корабль и, блокированные, они объявляют голодовку, а затем угрожают самоубийством, если им не дадут выехать в Палестину. Смущенные резонансом, который получает эта акция, англичане уступают шантажу. По сути это означает прорыв блокады.

Таков зачин «Исхода», романа американца Леона Юриса, посвященного драматической истории евреев с конца прошлого века и до возникновения государства Израиль.

«Боюсь, нам никогда не понять того, что движет этими людьми, - говорит один из героев романа, американский журналист своей знакомой. – Ты когда-нибудь была в Палестине? Это мертвая пустыня на юге, выветрившаяся степь посередине и сплошное болото на севере. Вонючая выжженная дыра, окруженная плотным кольцом смертельных врагов, которых не меньше пятидесяти миллионов. И все же они валят туда сломя голову. Они называют эту дыру Землей Обетованной, где течет молоко и мед. Они поют песни о брызгалках и оросительных каналах…»

Роман многопланов. Заинтриговав читателя, автор погружает его в историю братьев Рабинских, которые после житомирского погрома, во время которого был убит их отец, а они в отместку убили его убийцу, пешком добираются в конце 1880-х годов до нищей и заброшенной Палестины. Но одно цепляется за другое. История евреев в разных странах Европы, возникновение радикальных кружков, становление сионизма как идеологии возвращения евреев всего мира в Палестину. Тем временем энтузиазм первопроходцев творит чудеса. И уже один из братьев покупает у арабов землю под первый полностью еврейский город Тель-Авив. В том же 1909 году на палестинской земле возникает первое коллективное хозяйство – это основа регулярного заселения и переустройства Палестины евреями.

Веками сжатая в гетто еврейская пружина распрямляется, вызывая тем более противодействие и закручивая интригу мировой истории двадцатого века. Палестинские воины и крестьяне, русские революционеры и чекисты, деятели европейского Коминтерна, богатеющие американцы, выдающиеся ученые и художники – мировое еврейство переживает разительные изменения.

Чем не материал для детективного эпоса, рассказанного к тому же со стремительностью и лаконизмом американского боевика: с захватывающим действием, напряженными диалогами, элементарными характерами. Ибо не они здесь важны, а тот подспудный напор людей, судеб, событий, идей, переиначивающий лицо мира.

История библейского народа странным образом укладывается в детективный жанр. Само предугадывание непредсказуемой воли Господа, преследующего и благословляющего свой народ, - не есть ли начало и конец всего земного детектива?

Интрига придает форму бескостной и мимотекущей жизни. Вот и искусство живет лишь в драматическом пространстве. Кому же, как не евреям, заряжать его собственным и окружающим противочувствием, даже помимо собственного желания? Где еврей, там подозрение в мировом заговоре, явная часть которого – соблазнение литературой и искусством. И наоборот: если художник (шпион, шахматист, психоаналитик, биржевой игрок – эти трудовые резервы драматизма нашей культуры) – так наверняка еврей!

Читатель, захваченный детективной интригой, поневоле задумывается, а не посвятить ли и ему себя какому-нибудь большому и опасному делу, придающему жизни видимость смысла? Например, быть евреем – это ли не приключение, достойное настоящего мужчины! Четкая цель, аккумулирующая нечеловеческую энергию и изобретательность. Всесильная Моссад, опирающаяся на поддержку любого еврея в любой точке земного шара…

Преследуемый, унижаемый, уничтожаемый еврейский народ растворяется среди других народов, оставаясь чудесно нерастворимым. Люди, чтобы выжить и волею судьбы, принимают язык, культуру, имя тех народов, среди которых живут. Но наступает момент истины, и они вспоминают себя, свой народ, и вновь ощущают себя евреями, чтобы помочь народу.

Таков в «Исходе» полковник Сазерленд, командующий английскими войсками на Кипре, чья мать была еврейкой. Он так и останется во вновь образованном Израиле, помогая его молодой армии. Такова девочка Кэтрин, ушедшая из спасшей ее от гитлеровцев датской семьи, чтобы помогать еврейским сиротам, чтобы стать израильтянкой.

Метафизический детектив повернут к нам исторической стороной. Змеиный клубок соперничающих сверхдержав в их борьбе за ближневосточное влияние, с одной стороны, и вечное «еврейское счастье» - с другой, что бы с этим проклятым и благословенным народом ни происходило!

Евреи берут свою судьбу в свои руки. Дерзость военных операций, сопутствующая им тонкая политическая игра на грани этюдных решений и спровоцированных комбинаций…

В духе жанра в центре книги супермен, походя влюбляющий в себя женщин и заставляющий мужчин плясать под свою дудку. Жаль, что антисемит физиологически не сможет это прочесть, а то бы почерпнул для себя много нового из области всемирного еврейского заговора…

Захватывающая беллетристика сменяется еще более захватывающей документальностью. Чудесная история возникновения в середине двадцатого века в центре библейского мироздания еврейского государства и должна основываться на фактах.

Написанный в 1958 году «Исход» Л. Юриса – это и по заказу, и по исполнению американизированный бестселлер произраильского пропагандистского толка. Многие страницы этой книги сегодня кажутся хрестоматийными, растиражированными в статьях, фильмах и других книгах подобного толка. Но для большинства читателей 30-тысячного тиража книги Юриса, вышедшей в издательстве «Текст», это едва ли не первый опыт сионистской пропаганды на российской литературной почве.

Конечно, пропагандистская литература имеет свои жесткие каноны, который «Исход» Юриса следует в полной мере.

Безупречность еврейских героев Алии – восхождения в Израиль, - подчеркивается тем более жалким и неполноценным арабским окружением. Образцовые еврейские поселения – оазисы в пустыне, возникшие на крови и поте поселенцев – разительно выделяются на фоне нищих и грязных арабских деревень, где мужчины бездельничают, играют в нарды, молятся и больше ничего, даже не подозревая о какой-либо европейской культуре.

Можно сказать, что эти арабы – типичные «жиды» европейского антисемитизма. Оборотная сторона «новых евреев», тем более отвращающая их от какой-либо возможности возвращения в старые гетто. Только восстановление своего государства и нации позволит по-человечески жить после многовековой травли.

Бойцы, защитники, мстители ведут бескомпромиссную борьбу с диверсантами, бандитами, террористами. Жанр требует простейшего деления. Жизнь зачастую требует, увы, того же.

В романе американская медсестра, сочувствующая евреям, и арабский юноша, пытающийся им сочувствовать, хотят быть над схваткой. Не принимая жестокой и половинчатой правды ни одной из сторон. И это им не удается. Логика войны и ненависти заставляет выбирать между непримиримостью бытия и неполноценностью существования. Словно сама библейская мистическая земля поднимает тебя над человеческой нормой и справедливостью, заставляя выполнять волю пославшего тебя. Что значит отдельный человек перед стихийной надчеловеческой мощью второго еврейского Исхода, словно спровоцированного и вдохновленного всеми историческими обстоятельствами гонимого Богом и людьми еврейского народа!..

Пропагандистская литература (а «Исход» Юриса несомненно из этой области) – палка о двух конца именно в силу последовательности, с которой представляет правду лишь одной из сторон конфликта. Многое в ней недоговорено, тем более растравляя воображение на полную, без купюр детективную историю.

И потому подлинно страшна в «Исходе» не трагедия любви и жизни нескольких пунктирных героев, о чьей смерти мы даже узнаем как-то походя. Страшна реальная хроника войны, в которой мы узнаем нынешние и всегдашние этнические войны. Чудесна победа небольшого еврейского государства над многократно превосходящими его соседями. С помощью, кажется, оружия, посланного Сталиным. Связанная с безжалостным и неотвратимым вытеснением живших рядом арабов, с уничтожением тех, кто не смирился.

«Вопрос стоит так: ибо убить, либо быть убитым», - напутствует командир армии героя уничтожить селение, жители которого давно и тесно были связаны с еврейскими пришельцами.

«Убить или быть убитым»… Убить?

Автор с иронией поминает религиозных евреев, «этих глубоко верующих людей», которые не только не хотели браться за оружие, но и мешали Хагане (армии Израиля) защищать себя. Из-за таких, уверен автор, и древний Иерусалим пал от руки римлян.

Среди героев романа подобных слабаков нет. Там сплошь боевые пассионарии, полные сил и здоровой ненависти к врагам, не знающие и не желающие знать, что такое гетто и несвобода.

В конце жизни и книги еврейский патриарх, прошедший путь от сына жертвы житомирского погрома до отца-основателя еврейского государства, горько размышляет, что в его судьбе полной борьбы не было, по сути, выбора. Лишь одно из двух: либо умереть в гетто и в концлагере, либо завоевать свободу и независимость. Однако не дорогая ли это цена, размышляет он, - обрести поколение еврейских Тарзанов?..

Но тем временем евреи всего мира продолжают прибывать в свою страну, несущую во тьме вражеского окружения свет еврейского коммунизма. Подытоживая опыт еврейского интернационала, женского равноправия, надклассового энтузиазма и коллективного сельскохозяйственного труда, превращающего пустыню в цветущий сад. Таки завершая исход самых угнетенных – к свободе от рабства.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи