Художник, увидевший Страшный суд в цвете

 

Друзья и знакомые называли живописца Бориса Козлова «художником Страшного Суда» еще лет за тридцать до того, как он приступил к этой работе. Просто он всегда знал, что Страшный Суд грядет.

А до этого он уже был известен в кругах московского андеграунда. Что тоже в какой-то мере приближало к Суду, поскольку религиозная тематика в то время властями не приветствовалась. Картины покупали и увозили за рубеж дипломаты, а гебисты вызывали художника на профилактические беседы за «связь с иностранцами».

Религиозность Б. Козлова – внутренняя, непоказная, потомственная. Дед был церковным старостой в церкви Воскресения в Сокольниках, где чудесным образом сохранилась икона Иверской Божией Матери. Родители – актеры – играли в театре у Мейерхольда. В сокольническом дворе у Козлова подобралась неплохая компания приятелей – Владимир Максимов, Владимир Буковский, Анатолий Зверев.

Переворот в душе Козлова произошел, как и у многих художников его поколения, во время Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 года. Абстрактная живопись, джаз, современная мода не столько развлекли молодого человека, сколько свидетельствовали ему о доселе неизвестном чудесном многообразии мира… Таким образом, обращение к православным корням пролегло через познание богатств мирового искусства.

Исподволь, в поездках по Прибалтике, Средней Азии, среднерусской полосе Борис Козлов искал свою тему, свой путь в искусстве. Православная живопись художника – празднична, света, красочна. Красота Божия – это ведь и есть истина и добро. Вот и «Страшный Суд» Бориса Козлова неожидан именно своим светом и красотой. «Это справедливый суд, - говорит художник, - поэтому он радостен и светел». Когда он недавно ездил по святым местам, православным монахини показали ему в Иерусалиме на Елеонской горе место, где, по преданию, должен был быть построен храм Страшного Суда. Показали и чертежи храма, который должен был там стоять. По странному стечению обстоятельств за несколько лет до того Борис Козлов вместе с питерским архитектором Александром Чистяковым создал свой макет храма Страшного Суда (и он в основных архитектурных посылках совпал с иерусалимским храмом!). Так вот именно этот храм должен стать трехмерной иконой Страшного Суда, над которой Борис Козлов работает в последнее время. В процессе этой работы он объединил своих учеников и единомышленников программой «Храм», которая по идее должна дать синтез искусства и мировоззрения накануне третьего тысячелетия.

В общем: «Какая дорога ведет к Страшному Суду?» - как сказали бы в постперестройку.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи