И только любовь

Родион Щедрин и его друзья в «Гостиной ОГ»

 

Открытие нового сезона «Гостиной «ОГ» на Кутузовском» совпало с чествованием там композитора Родиона Щедрина. Юбилей великого музыканта – это событие международное, повод для фестивалей. 65-летие Родиона Константиновича было заранее отмечено многочисленными концертами в Германии, где живет он последние годы, в Лондоне, в Париже. Теперь наступил черед России, куда он приехал на месяц. Мы рады, что «первый бал», куда прямо «с корабля» попал Родион Щедрин на родине, состоялся именно в гостиной «Общей газеты».

Для музыки, как и для любви, достаточно повода. Поводом нынешней встречи можно считать знакомство в 1989 году двух «молодых депутатов» первого съезда народных депутатов Егора Яковлева и Родиона Щедрина. И сидели друг от друга невдалеке – по алфавиту, и в межрегиональной группе вместе участвовали… А подлинная причина – желание многочисленных друзей композитора, собравшихся на Кутузовском, высказать ему слова любви, поздравить с днем рождения, вспомнить эпизоды из жизни.

Многие из выступавших были знакомы с юбиляром десятки лет. Как, например, Алексей Дмитриевич Масленников, народный артист СССР, солист Большого театра. То есть с тех еще пор, когда Родион Щедрин учился в хоровом училище, а Алексей Масленников – в училище при консерватории – почти полвека назад! Это уже потом Масленников перенесет русскую версию оперы Щедрина «Не только любовь» на сцену Бостонского театра и блестяще исполнит партию «единственного положительного персонажа» щедринско-гоголевских «Мертвых душ» - Селифана в Большом театре.

Профессор Московской консерватории Борис Тевлин, отметив, что «Родион Константинович весь вышел из недр хорового звучания», кстати вспомнил, как выбирали в 1974 году ректора консерватории после ухода Свешникова. Как водится, возникли две противоборствующие группы с «лапами» на самом верху. Боясь, однако, взаимоуничтожения, они решили сойтись на нейтральной фигуре Щедрина и послали к нему автора воспоминаний с целью «прозондировать почву». Щедрин отреагировал мгновенно: «Ты что хочешь, чтобы в моем некрологе написали, что я еще и ректором был?» Абсолютно точно, что звание «Родион Щедрин» никаких больше званий не предполагает для уточнения!

Осаду юбиляра музыкантами прервал Олег Ефремов. Он выразил надежду на будущее сотрудничество с Родионом Щедриным на ниве драматического искусства. Были же планы на постановку «Бориса Годунова», правда, несвершившиеся… Тут же и Юрий Карякин напомнил о давнем обещании композитора написать музыку к балету «Сон смешного человека». Это воистину апофеоз Достоевского, и его встреча со Щедриным могла бы стать фантастической. «Когда я поделился этой мыслью с покойным Камилем Икрамовым, - рассказал Ю. Карякин, - тот заметил: «Моя идея еще гениальнее – балет «Сон Татьяны» из пушкинского «Онегина»!

Надо заметить, что подобные предложения не случайны. Во-первых, Родион Щедрин буквально погружен в толщу мировой культуры и не только музыкальной. Вспомним его музыку по мотивам произведений Чехова, Толстого, Гоголя, Набокова, вспомним «Конька-Горбунка». Во-вторых, живя сегодня в Мюнхене, Щедрин буквально завален заказами ведущих оперных театров и трупп всего мира, заказами артистов, дирижеров, исполнителей. Что бывает прекраснее для «художника в силах», каковым сегодня является Родион Щедрин? Ну а то, что бытовые условия для этой непрерывной работы более пригодны в Мюнхене, где живет он сейчас вместе со своей женой Майей Плисецкой, тоже понятно.

О трудностях, переживаемых сегодня российской музыкой, говорил сам Родион Константинович, цитируя «Мертвые души»: «Россия – очень пространное государство, и иностранцы справедливо удивляются…» Бывшее имущество Союза композиторов продано неизвестно кем и неизвестно кому, в окружающей нас музыкальной среде невежество «больше, чем ноль», и начинающему музыканту сегодня гораздо тяжелее, чем было ему и его ровесникам.

А вообще-то, «поеживаясь от комплиментарности», Родион Щедрин благодарил собравшихся и за внимание к нему, и за то, что увидел многих близких ему людей, от которых в последние годы был географически отдален. Среди них врач-психотерапевт и писатель Владимир Леви, «который в тяжелые времена буквально за уши вытащил меня из депрессии». Поэтому теперь, когда Щедрина спрашивают, как ему удается поддерживать форму, он отвечает: «Читайте Леви!»

В ответ на это сам Леви заметил, что музыка Щедрина помогает многим его пациентам, стоящим на грани жизни и смерти. Помогать жизни – не высшая ли, хотя и побочная задача искусства? Еще он отметил совпадение в Щедрине великого музыканта с великим характером, что бывает нечасто, и то, как с годами физическая красота облика Родиона Щедрина все более претворяется в красоту духовную. Леви хотел бы, чтобы лицо этого человека вошло в будущую «физиогномическую энциклопедию» как образец духовной проработки лица, пресуществления материального в нематериальное.

Юбиляра поздравляли только что прилетевший из Перми поэт Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская, давным-давно познакомившиеся с Родионом Щедриным в доме у Лили Брик. О своих встречах с композитором рассказывали музыковед Александр Медведев, который вел этот вечер, и балетмейстер Дмитрий Брянцев, которого когда-то давно Родион Щедрин напутствовал в высокое искусство.

В конце концов Егор Яковлев даже спросил у виновника торжества, не тяжело ли, когда тебя прижизненно и в лицо все вот так запросто называют великим и гениальным? – «Ну, положим, не все», - скромно заверил его юбиляр.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений