В эпоху развитого плюрализма и многопартийности, имея в виду экологическое равновесие природы и общества, редакция журнала «Человек и природа» сочла возможным предложить читателю новый раздел альтернативной почты.

 

В редакцию ежемесячника

«С возмущением наблюдаю за эволюцией некогда любимого издания. Называется оно «Человек и природа», но в последнее время все больше внимания уделяет «человеку», и все меньше – природе. Страницы ЧиП охотно предоставляются «откровениям» всяких художников, философов, евреев, попов, белогвардейцев и эмигрантов, и все меньше чувствуется на них боли за родную землю. Но разве «человеку» приходится сейчас так тяжко на Земле. Разве не он подмял под себя, раздавил нечуткими пальцами все живое вокруг. Распространил свою чудовищную власть за пределы всякой компетенции, углубился туда, куда углубляться не след. За что сам же первый и понесет наказание, но уже, к сожалению, после того как уничтожит все живое.

Именно человек – первый и главный паразит Вселенной, что особенно стало видно в последнее время, когда из всех щелей полезли существа, клевещущие на наш строй, на нашу историю, на пройденный славный путь. Воспользовавшись либеральничаньем, они ломают устои, растаскивают страну, наживаются, пользуясь моментом, готовят пути побега, поддакивают зарубежному «дяде». Наша история последних лет покрыта какой-то страшной тайной, за ширмой стоят злокозненные силы. Но у клеветы короткие ноги.

Возьму только экологический аспект пройденного исторического пути. Если посмотреть объективно, то и революция, и коллективизация, и война были вершинами не только нашего духа, но и предельным развитием социалистического живого вещества. Именно в эти годы человек явственно чувствовал себя не пустышкой субъективности прежнего времени, но частью живого, непрерывно движущегося, копошащегося Космоса. Именно в это время из химерического «венца природы» он стал частью общего архитектурного строя реконструируемой Вселенной, стал материалом и средством единой субстанции, охватывающей нас всех.

Сегодня в нас вбивают мысль о якобы каких-то культурных утратах. Но если подходить строго научно и объективно, станет ясно, что даже количественно живое вещество увеличилось в объеме (по моим подсчетам – в несколько раз). В чисто духовном плане была впервые осознана внутренняя связь всего живого вещества. Утратив квазиглавенствующую роль на планете (или хотя бы на одной шестой – передовой ее части), субъект ощутил свою неразрывную связь со всем космосом. Что, кстати, нам и помогло потом выйти в него первыми в мире. Да, да, космос, балет, производство стали – это достижения, которыми мы обязаны правильности нашей идеологии.

Сейчас стало модно критиковать известный план преобразования природы. Однако полный его анализ почему-то не производится. Понятно, почему. Мало того, что страна сохранила благодаря ему демографическое равновесие, что в преддверии ХХI века превращает нашу страну в подлинный заповедник (не надо наивно воспринимать восторг империалистов перед нашей перестройкой), но и, грубо говоря, дала пожить всему живому. Чуть тронули «венец природы», а сколько сразу визга и шума… Поверьте мне, как свидетелю и участнику тех героических лет, - ни о какой кооператорской космофобиии наших дней тогда и речи не могло бы пойти, - раз и на пинцет!

Политиканы и молодчики, играющие на руку нашим врагам, не гнушаются клеветой и на великий народный подвиг в Великой Отечественной войне. В связи с экологией коснусь только одного момента, связанного непосредственно с моими профессиональными интересами тех лет.

Напомню, что именно в те тяжелейшие годы были проведены блестящие исследования, показавшие, что если воспитывать платяную вошь при более низкой температуре, чем обычно, то через несколько поколений ее потомство приобретало все признаки головной вши. И наоборот.

Достигалось это путем пересаживания головной вши на тело человека под повязку или же платяной – на голову. Кроме того, при скрещивании эти формы дают плодовитое потомство, что имеет уже народнохозяйственное значение.

Мы знаем о тяжелейших условиях тех лет, догадываемся, что значат исследования «при более низких температурах». Учтем и общефилософские выводы о благоприобретенных признаках. Ведь в данном случае мы можем говорить о двух разных видах. Мы привыкли охаивать о научное наше прошлое. Я имею в виду все, связанное с именем Тимофея Лысенко. Но думаю, что все «черные пятна» будут в конце концов очищены судом истории.

Или взять так называемые «Годы застоя». Да, педикулез широко распространился в то время, как в среде военнослужащих, так и в головных предприятиях детского воспитания. Как и среди нашей замечательной молодежи и студентов. Говорят, что из-за отсутствия хороших импортных препаратов. Но, если вдуматься, то именно благодаря этой субъективной дискомфортности, наш советский человек и получал первое приобщение к единству со всем живым на планете. Он ощущал, почесывая в башке, свою неотъединимость от природы, познавал на собственной шкуре свое неотъемлемое место в иерархии существ, осознавал себя звеном планетарного коллективизма и коммунизма. Не говоря уже о воспитании на преодолении конкретных трудностей. Из таких людей, смею уверить, не вырастали дельцы теневой экономики и сепаратизма, нагнетающие душную атмосферу демагогии и либерального митинга.

Я уверен, что не буду услышан редакцией, вступившей на скользкий путь критиканства и очернительства. Уверен, что и письмо мое напечатано не будет. Но не могу молчать, как сказал классик! Стреляйте, давите меня из-за угла. Сегодня ваша власть. Но нас, как правильно заметил другой классик, «и тьмы, и тьмы, и тьмы!»

Подписываюсь полным именем, хоть и на латыни.

Doctor honoois causa Pediculus humanus capitis

(человечья вошь головная)

 

Комментарий специалиста

- Перед нами не лучший образчик подражания человеческому мышлению. Но это беда, а не вина уважаемого реципиента, целиком зависящего от доброкачественности среды, в которой питается. Почему обсудим лишь принципиальные моменты.

Первое. Влияние человека на менталитет окружающих его организмов не подлежит сомнению. Человек перестраивает окружающую среду. Организмы, чтобы выжить, должны соображать, какую еще гнусность он предпримет. Ибо в последствиях своих действий он слаб. То есть речь должны идти об апперцепции, - о предвосхищении будущей ситуации в стране. Что и демонстрирует автор письма.

Во-вторых, мы ясно видим существенное различие между человеческим и нечеловеческим восприятием мира. Еще Бергсон замечал, что из потенциального всеведения мы берем лишь элементы, пригодные для выживания. Таким образом, нет ничего удивительного в использовании всеведения во вшивых целях.

Подчеркну. Именно нечеловеческая логика нечеловеческой картины мира является основной проблемой будущего науки. Новым – после Коперника и Эйнштейна – ее переворотом. Переходом, как говорил Томас Кун, к новой парадигме.

«История живой природы, - замечал еврей Бергсон, - сводится к созданию в недрах космоса все более совершенных глаз». А развитие гласности, добавляем мы, влечет за собой и перестройку ума. Так называемый «дебилдинг» мышления.

В прежние времена границей субъективности человека выступал Бог, как нечто иное по отношению к человеческой культуре. Ныне роль «иного» взял на себя животный мир, - этот фундамент миллионолетней эволюции жизни.

К открывающейся перед ним картиной человек отчасти подготовлен как современной живописью, поэзией и философией, так и всей социальной жизнью ХХ века. Каток проехал по человеку, но человек встал, отряхнулся и, как ни в чем не бывало, пошел себе дальше. И вот вопрос: а человек ли он?..

Автор письма акцентировал геобиохимическое единство живого вещества, в духе идей В. Вернадского. Действительно, хотя понятие космоса предполагает плюрализм реальностей и сознаний, но количественный подсчет вещества не выдаст особенной разницы между человеком и пасущимся на нем стадом.

Уединение человека от сомыслящего ему брата Вши в индивидуальных нормах гражданского права и санитарии – это уединение идеалистическое, не прошедшее ни критерия марксистской практики, ни норм философии всеединства. Вывезет ли наша вошь по кривой феномена человека? Есть ли она на астральном теле своего кормильца – вот вопрос шекспировского масштаба.

С одной стороны, чем больше люди тщатся превзойти мир своим господством, тем они все более сливаются с этим миром в животной страсти. Это говорит нам и этика жизни Николая Рериха, и прозрения мыслителей от Тейара до Шардена и от Жюля Верна до Верна-Адского. Эпоха гнуусферы уже на дворе, милые мои.

Но, с другой стороны, проблема паразитов – это вопрос правильного взаимного питания. Если человек будет питаться той дрянью, что сейчас, то никто ни за что не отвечает. Дилемма, поставленная на заре советской власти, в 1919 году: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей», - будет наконец-то решена, но уже вне рамок социализма. Победителей не будет. Так утверждает новое мышление. Каждый умирает в одиночку. Мясо отдельно, философы отдельно. Наш запрос в комитет по экологии уже расчесывается в компетентных органах.

В заключение, от себя лично прошу о печатании впредь всех книг и журналов исключительно на газетной бумаге номер два. Это ускоряет процесс усвоения прочитанного, в чем можно убедиться, в том числе, и из моего комментария.

С подлинным верно:

книжная вошь Liposcelis divinatorius

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи