ЛЮБОВЬ 60-Х. И ЛЮБОВЬ К 60-М.

Старый Брусиловский с молодым Лимоновым

Беседа с художником Анатолием Брусиловским, классиком советского андеграунда, живущим ныне в городе Кельн.

 

-Анатолий, вы настоящий человек-оркестр. И художник, и коллекционер, и хозяин дома, куда съезжалась вся богемная, художественная и дипломатическая Москва, и фотограф, и создатель направлений в искусстве, а теперь еще писатель. В 1988 году вы создали первый в СССР эротический театр. Женщины в вашей жизни – это одно из направлений ваших бесконечных интересов?

-Конечно, к эротическому театру меня привела проходящая через всю мою жизнь огромная эстетическая любовь к женщине.

-Только эстетическая?

-Я недаром так сказал. Она не всегда и не обязательно означала секс во что бы то ни стало. Эта любовь означала гораздо большее. Будучи художником, я прежде всего ценил эстетическую сторону. Да простят меня женщины и пусть назовут «мужским шовинистом», но они на самом деле и созданы для того, чтобы радовать наш глаз. Да, женщина бывает очень умной, творческой и замечательной, но, прежде всего, она радует глаз.

-Думаю, вы в этой радости себе никогда не отказывали?

-Так случилось, что в самом начале творческой биографии у меня возник замечательный круг знакомств среди мира моделей. В Москве был Дом моды, несколько фирм одежды, и, несмотря на то, что выпускали они черт знает что, девушек собирали там супер-первоклассных, сказочных. Приезжавшие иногда люди из западного мира моды, видя эти чудовищные трусы, штаны и ситцевые платья, не могли не зажмуриться, но вместе с тем не могли не ощутить, что носят это убожество девушки божественной красоты. И вот этих красавиц я очень хорошо знал. А, зная, с ними дружил. Подчеркиваю: очень нежно, кроме всего прочего, дружил. Я, действительно, ценил их как прекрасный бриллиант, или сказочную орхидею, или как феноменальный пейзаж.

-А чем на общем сером фоне их мог развлечь блестящий художник?

-С самого появления у меня студии я начал их приглашать к себе. Но не просто так. Я придумывал специальные вечера. Например, античные вечера или средневековые, или цыганские вечера. Поскольку все они были причастны миру моды, я за месяц объявлял, что будут приглашены только те, кто придет в настоящих, ими же придуманных цыганских платьях. Это ведь по-женски: готовиться к балу, придумывать, шить, советоваться с подругами, потом прийти и блистать…

-…Перед толпой художников.

-Кроме художников были корреспонденты западных газет, люди рафинированные, способные понять эту красоту. Не потому, что они лучше или умнее нас, просто на работу сюда приезжали самые подготовленные люди, объездившие весь мир, читавшие и получавшие самые последние журналы по искусству и моде, закончившие один или два университета. Конечно, для девушек было счастьем блистать перед такими понимающими зрителями. А для зрителей – счастьем видеть эти божественные показы. Причем, это устраивалось достаточно часто.

-И однажды, как вы пишете в книге, вы прилюдно расписали обнаженную девушку. Западный фотограф снял это для своего журнала. И так возникло направление в искусстве – боди-арт.

-Да, это было в 69-м году и случилось абсолютно спонтанно. Ко мне в студию пришел итальянец и говорит: «у нас в Италии ничего не знают про Россию, кроме того, что все улицы завалены снегом, по ним бегают медведи и ходит КГБ. Дикая, страшная и непонятная страна. Я хочу сделать какой-то репортаж и прошу тебя помочь». И ушел, совершенно еще не зная, что будет снимать.

Я напрягся, посидел немного, подумал, позвал свою подругу Галю Миловскую, женщину изумительной тогда красоты: стройную, высокую, с идеальными формами, с идеально правильным лицом, потрясающе пластичную. И организовал в студии хеппенинг. Позвал друзей, на огромном столе накрыл что-то вроде старинных голландских натюрмортов: бокалы с вином, горы фруктов, включил музыку. Сам придумал специальные краски, чтобы они были и яркие, и ложились на кожу, и чтобы их можно было легко смыть. Не будешь же ты потом красавицу тереть бензином.

-Вы разрисовывали все тело, но в итальянским журнале появилось только лицо и плечи?

-Но это все-таки было более тридцати лет назад, пуританское время. И журнал был не порнографический, а самый главный итальянский государственный журнал, как у нас «Огонек», или, скажем, «Тайм». Причем, все это было театрализовано, я расписывал ее в таком рединготе.

-Прямо «Завтрак на траве» Мане.

-Да, и это продолжалось довольно долго. Итальянский фотограф все это снимал. Потом дал это не только в свой журнал, но и в другие. Итальянцы назвали это – «Сладкая жизнь в Москве» - «Dolce vita in Mosca!» Представить это на Западе никак не могли. Антисоветская пропаганда гораздо мощнее советской: ужастики, апокалипсис. И вдруг оказывается, что в тоталитарной Москве не только есть красивые женщины, но на них еще пишут красивые картины. Абсолютно новое открытие.

-Цветы рисовали?

-Цветы, насекомых, все это преломлялось метафорически: глаза одно, губы другое, груди – третье: бабочки, стрекозы, жуки. Я всю структуру разработал. И с гордостью считаю себя первым, кто принес миру этот странный вид искусства. 69-й год. Еще никаких панков не было, которые бы себя расписывали. А через год один француз открыл на Елисейских полях студию боди-арта и заработал несколько миллионов. Он делал такой макияж или боди-арт женщинам, которые шли на большие балы, и все это вызвало там страшный ажиотаж. У меня в Советском Союзе, конечно, такой возможности не было. Хотя я придумал не только, как это делать, но и как дальше использовать для балов, для театра, для повседневной жизни. Более того, скажу, что даже спустя 30 лет мировая практика боди-арта не перехлестнула всех моих придумок. Я знаю еще как дальше его можно развивать. А они не знают.

-Но это был лишь фрагмент действ?

-Конечно, из целого ряда других. Кроме прочего, я очень рано занялся профессиональной фотографией. Делал постановочные фотографии именно красивых женщин.

-Ню?

 -Для меня полное ню менее эротично, нежели частичное. Это давно известно. Если в классах Академии художеств стоит абсолютно обнаженная натурщица – это ноль эротики. Но стоит надеть на нее чулки и туфли, или набросить на плечо черно-бурое боа, она сразу становится эротичной. Это ведь не то же самое, что анатомический атлас, который, как известно, абсолютно неэротичен. Я более тридцати лет продолжаю серию знаков зодиака, которые все у меня представлены в виде ню. Для них я очень много работал с женским телом, которое всегда являлось для меня идеалом красоты и средоточием эстетического.

-Можете ли отметить, как с тех пор изменялись эротические стереотипы и отношения?

-С тех пор, как я живу на Западе, я довольно часто посещаю там большие эротические шоу. У нас в Кельне раз в год или в два происходит некая «эротическая месса». Арендуют здание, больше, чем наш Манеж, в котором показывается абсолютно все, что только может быть. Там и клипы, и стриптизы, и изобразительное искусство, и пирсинг –империя эротики. Я могу сказать только одно: для меня все это антиэротично. Неинтересно, неприятно, я это называю «отвратиловкой». Я даже вижу, чем все это порождено. Вы меня сдерживайте, потому что дальше пойдет рассказ об истоках немецкого экспрессионизм.

-Все, сдерживаю…

-Еще со средних веков французы и итальянцы изображали распятого Христа, подавая исключительно эстетично и деликатно его тело и раны. Немцев же почему-то притягивали именно раны. Они натуралистически рисовали гной, вытекающий из ран и текущий по всему телу, сгустки крови. Если терновый венец, то он изъязвлял лицо, если гвозди, то разрывали плоть, под которой видны гниющие кости. Все это коренится, очевидно, в очень глубинной подсознательной сфере народа. Возвращаясь к сегодняшним немецким эротическим шоу, я все время вижу, как замечательное женское тело всячески испакощено какой-то дрянью. Все эти пирсинги – железяки, вставленные в язык, в пупок, в бровь, в глаз и во все остальное. Я ничего против не имею, если это делается эстетически, а не отталкивающе. Тот же боди-арт, который с моей легкой руки пошел гулять по свету. Они делают так, как будто перед ними труп. Происходит насилие над красотой. Да, есть сладенькая буржуазная красота, против которой и я выступаю. Есть красота умирания, антиэстетики. Но есть же и красота, от зрелища которой не оторвешься. Я за эту красоту. Ну вдели вы железяки во все места своего тела, а дальше что? Я не вижу концепции, дальнейшего хода, игровой перспективы.

-А тату вам нравится?

-То же самое насчет тату, которое безумно модно. Летом только и видишь эти тату, которые тоже, с моей точки зрения, в большинстве своем некрасивые, злобные и антиэстетичные. Они обязательно какие-то острые, угловатые, репейниковидной формы, как бы вонзаются в тело. Не знаю, почему их тянет все время на это?

-Возвращаясь к началу, свое эротическое воспитание советского народа вы завершили созданием эротического театра…

-Почему я его сделал? Это еще был Советский Союз, пуританская цензура, 88-й год. Конечно, это был не эпатажный выброс с целью показать обнаженных женщин. После презентации театра я давал здесь довольно много интервью в газетах и по телевидению, в котором объяснял пост-советским людям, выжившим после 70 лет тоталитарности, что такое табу и как оно связано с искусством. Вот, что на самом деле меня интересовало: система табуирования, которая гораздо шире, чем эротика. Мы были обставлены табу со всех сторон. И театр этот касался ни одной только эротики или искусства, или философии тела. Он касался всей системы табу тоталитарного общества. О чем надо и сегодня помнить.

Я сейчас преподаю в Калифорнийском университете курс, который очень специфически называется: «Искусство и власть». Он находится на перекрестке искусства социологии, истории, психоанализа, искусствоведения. Необычайно интересная дисциплина, мною придуманная. Когда меня спрашивают, кто я по профессии, легче всего ответить как клише: художник. На самом деле, правильнее сказать, что я – творец жизни. Придумщик. Мое главное искусство – моя жизнь. Главная работа – создание проектов. Выставки, альбомы, каталоги, книги, разговоры, встречи, любовь, соединенные каким-то единым действом. Может, вся моя жизнь это эротический театр в изначальном, древнем понимания эроса – как устремления к прекрасному.

 

Беседовал Игорь ШЕВЕЛЕВ

 

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи